СТУПЕНИ УСПЕХА
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №1 «Орленок»
г.Козельск Козельского района Калужской области
Конспект занятия
«Семья. Семейные традиции»
(по мотивам русской народной сказке «Гуси-лебеди)
Составила:
учитель-логопед
Ефимова Е.Е.
Козельск 2024 г.
Цель: уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях, семейных традициях.
Задачи:
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», беседа по тексту, рассматривание иллюстраций, заучивание русских пословиц о семье.
При составлении конспекта использованы ресурсы сети Интернет, представленные в свободном доступе.
Л:Психогимнастика«Встреча друзей».
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг опять.
Помашем рукой! Вот так! (Дети машут рукой, приветствуя друг друга).
Обеими вместе дружнее! Вот так!
Обнимем соседа справа! (Обнимают соседа справа).
Обнимем соседа слева! (Обнимают соседа слева).
Обнимемся вместе, дружней! (Обнимаются вместе).
Вот так мы встречаем друзей!
Л: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
Л: Приглашаю вас занять места перед экраном.
(Дети садятся на стулья перед экраном)
Л: Ребята, давайте попробуем разгадать ребус, который вы видите на экране (7я).
Д: Семья.(на экране картинка семьи).
Л: Д\И «Кто старше (младше)?»(Работа с картиной на экране).
Кто старше девочка или мама? Мама старше, а девочка младше.
Кто младше мальчик или мама? Мальчик младше, а мама старше.
Кто старше девочка или дедушка? Дедушка старше, а девочка младше.
Кто младше мама или бабушка? Мама младше, а бабушка старше.
Л:Но семья это не только дети, мама и папа, бабушка и дедушка, а кто же еще? Об этом нам расскажет Захар.
Р: (ребенок рассказывает стихотворение)
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом.
Л: Спасибо Захар. Семья это многочисленные родственники, которых мы любим.
Л: Д\И «Хлопни-Топни»
Сейчас мы вспомним, кто ещё живёт в семье. Я буду произносить слова, которыми называют родственников. Если вы со мной согласны, то должны хлопнуть в ладоши, а если ошибусь и вы не согласны со мной, то вы должны топнуть ногами: Мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, внук, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, внучка.
Сюрпризный момент: Заходит Аленушка (переодетая в рус.нар. сарафане), плачет.
Л: Кто ты, девочка, и почему плачешь?
А: Меня зовут Аленушка. Баба Яга прячет у себя в избушке моего братца Иванушку. Я заигралась. Когда он гулял один во дворе, его унесли гуси-лебеди. Помогите его освободить, одной мне не справиться.
Л: Ребята, поможем Аленушке?
Д: Да.
(На экране появляется Баба-Яга)
Б.Я:Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Не ожидали? Чего притихли? Обрадовались, видать, мне очень. А вы меня узнали? Слышала я, что вы хотите помочь Аленушке братца своего выручить? Ну, так и быть. Сегодня я добрая, проведу вас по тропинкам сказки. Только вот тропинки эти, ой, не простые. Если вы мне не понравитесь, тут уж мне и карты в руки:люблю я некоторых на лопату садить, да в печь высаживать, а уж если вы справитесь со всеми заданиями, то получите в конце пути волшебный сундучок. А чтобы его открыть, нужно собрать четыре ключа. Да, чуть совсем не забыла: чтобы в сказку попасть и не заблудиться, я дам вам подсказку: карту с маршрутом.
(Б-Я протягивает карту на экране, логопед берет ее из-за экрана)
А:Ну что, ребята, готовы отправиться к Бабе Яге? Не испугаетесь? (ответы детей)
(На экране камень с указателями)
Л: Ребята, мы с вами оказались на перекрестка. Смотрите, камень, а на нем стрелки-указатели, прочитаем их:
Налево пойдешь – новую игрушку найдешь.
Направо пойдешь – с другом расстанешься.
Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь!
(Дети выбрали путь).
Л: Дети, какую вы предлагаете выбрать дорогу? Почему? Думаю, мы выбрали верный путь.
Л: Ребята, как вы думаете у Бабы-Яги есть семья?
Д: Нет.
Л: Как вы думаете для чего человеку нужна семья?
Д:Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.
Л: Совершенно верно. Об этом говорит даже народная мудрость. Какие пословицы о семье мы знаем?
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек – семьей.
Семья в куче – не страшна и туча.
В дружной семье и в холод тепло.
Л: Под камнем лежит ключ.
(Перед экраном на столе первый ключ).
А: Смотрим карту, узнаем, в каком направлении нам дальше идти. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
Л: Узнали что это? Верно. Посидим возле печки. В русской семье все начиналось от печки, в доме она всему глава, она накормит, обогреет, и даже излечит. Вот и сегодня печка полна огоньками и угольками. Одни яркие и красивые, а другие черные. Такие же как и наши поступки. Шалите дома, огорчаете своих родных? Сейчас мы это и проверим. Я буду называть ситуацию, а вы поднимать либо огонек, либо уголек:
А: Согрелись? держим путь дальше. По дорожке, по дорожке, скачем мы на левой ножке.
Л: Ребята, а что за дерево у нас на пути?
Д: Яблоня.
Л: А на нем много яблок. Ох, тяжелы ветви яблоньки, нужно с них урожай яблокснять. Поможем?(На дереве зеленые и красные яблоки). Сначала снимем зеленые яблоки.
Д\И «Ассоциации»
Л:У каждого свое представление о семье, а какие ассоциации возникают у вас?
Если семья - это цвет, то какой?
Если семья - это музыка, то какая?
Если семья - это настроение, то какое?
Если семья – это постройка, то какая?
Л: Теперь соберем красные яблоки.
Д\И «Придумай слова».
Л: Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т.д.
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная.
Папа (какой?) – строгий, умный, сильный, добрый.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, седая.
Дедушка (Какой?) – старый, мудрый, седой, добрый.
Сестра (Какая?) – веселая, маленькая, большая, младшая, старшая.
Брат (Какой?) – сильный, младший, старший.
(Дети складывают яблоки в корзину, которую держит Аленушка. В корзине под полотенцем лежат настоящие яблоки, там же и третий ключ).
Л: Попрощаемся с яблонькой – такое хорошее плодовое дерево.
А: Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.
Голову не опускаем.
Речка в лесу бежит, и куда она спешит.
Всё быстрее и быстрее, буль-буль-буль - вода журчит.
Л: Ребята, вот мы и добрались до молочной речки с кисельными берегами. Нам надо перебраться на другой берег. Но что это за кораблики по ней плывут?
(В речке бумажные кораблики. Ловим их – разворачиваем, внутри картинки с традициями, по которым дети составляют рассказы. Например, празднование дней рождений, совместное чтение книг, путешествия, спорт, рыбалка и т.д.)
Л: Что означают эти картинки? Правильно, это изображения семейных традиций. В каждой семье есть свои традиции. Семейные обычаи или традиции — это обряды, привычки и представления, которые передаются из поколения в поколение. А в вашей семье есть традиции?
Д: Рассказы детей о семейных традициях.
Л: Посмотрите, ребята, а в этом кораблике что-то есть.
(В корабликечетвертый ключ).
А: Ну, а нам пора идти к избушке Бабы-Яги, я очень скучаю по своему брату Иванушке.
(Подходят к избушке Бабы-Яги, перед ней стоит сундук с четырьмя замками)
Л: Наконец-то мы дошли до избушки Бабы-Яги. Посмотрите, сундук.
А: Наверно, его надо открыть ключами, которые мы собрали и Баба-Яга отдаст мне моего братика.
(Открывают сундук. В нем записка: «Мне очень одиноко без семьи, поэтому я такая злая. Я отдам вам Иванушку только если у меня появиться кто-то близкий и любимый»).
А: Что же делать. Мама с папой, наверно уже ждут нас дома, а я так и не нашла Иванушку. (плачет)
Л: Не расстраивайся, Аленушка, и тут мы с ребятами тебе поможем. Мы сделаем для Бабы-Яги родных братьев и сестер, тогда у нее появиться семья и она вернет нам Иванушку.
(На столах палочки Кюизенера, схемы для работы с ними. Дети садятся за столы группами и делают по схеме сестер и братьев для Бабы-Яги).
(На экране появляется Баба-Яга: «Спасибо вам, ребята, за то, что у меня теперь есть семья»).
Выбегает Иванушка.
И: Спасибо ребята, что вы меня спасли. Я больше никогда не буду убегать! И вы никогда не уходите далеко от своих родителей.
(Аленушка с братом уходят)
Л: Молодцы, ребята, что не испугались и сделали доброе дело – помогли Аленушке. Ну а нам пора возвращаться в садик. Вокруг себя повернись, в детском садике окажись!
Л: Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Вот такой же крепкой и дружной должна быть каждая семья, тогда все невзгоды и несчастья обойдут ее стороной. В это мы сегодня на занятии убедились.
Что больше всего запомнилось? Что было сложно?
Семья – это важно,
Семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Международный образовательный портал
Свидетельство о регистрации СМИ