СТУПЕНИ УСПЕХА
Емельянова Фирюза Фаритовна
Воспитатель
МБДОУ "Детский сад №114 комбинированного вида" г. Казани
Использование инновационных методов в работе педагога по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.
Проблема формирования у детей основ безопасного поведения на улицах нашего города в настоящее время особенно актуальна. Этому способствует ряд обстоятельств:
2. В результате уплотнительной застройки увеличилось интенсивность движения транспорта внутри микрорайонов и дворовых территорий.
Эти и другие причины приводят к тому, что дети часто оказываются в ситуации выбора на дорогах.
Модель поведения ребёнка на улице большого города, как правило, задаётся ближайшими взрослыми, которые не всегда в силу ряда обстоятельств ведут себя в соответствии с заданными правилами дорожного движения. Взрослые и дети часто оказываются нарушителями правил по причине неправильной оценки сложившейся на дороге ситуации.
При проведении ряда диагностических исследований я поняла, что нам нужно срочно привлекать родителей к участию в данном образовательном проекте.
Для работы с родителями наиболее интересным мне показался метод образовательных путешествий в форме воскресных прогулок родителей с детьми, так как:
Образовательное путешествие существенно отличается от обычной прогулки или экскурсии. В процессе данного вида деятельности его участникам предстоит решить определённую образовательную задачу. В моём проекте – это обучение правилам дорожного движения.
Ребёнок – активный исследователь и экспериментатор. Родитель – помощник и проводник. Воспитатель – наставник. Родитель и воспитатель – партнёры, они помогают ребёнку, а именно, создают условия для его познавательно-исследовательской и практической деятельности.
В практике моей работы путешествие состоит из нескольких этапов:
- проектирование маршрута образовательного путешествия;
- проектирование развивающей культурно-образовательной среды группы с целью формирования у детей интереса к маршруту;
- предварительная работа с детьми и родителями; непосредственно самообразовательное путешествие и обмен впечатлениями.
Проектируя маршрут образовательного путешествия, я стараюсь, чтобы он:
Выбирая объект для исследований, я придерживаюсь следующих условий:
Главное условие - разработчик маршрута должен подобрать такую форму знакомства с объектами, которая обеспечит для воспитанников любого возраста оптимальные условия для визуального и, по возможности, практического контакта с ними (сосчитать, определить, измерить, установить, потрогать, зарисовать, сфотографировать и пр.)
Как это делаю я:
1. Подбираю художественную и познавательную литературу по теме маршрута;
2. Оформляю «зрительный» ряд (иллюстративный материал, открытки, плакаты, фотографии и т.д.);
3. Знакомимся с профессиями;
4. Играем.
Использую всё то, что есть в практике традиционной работы воспитателя с детьми по знакомству с правилами безопасного дорожного движения.
Самая трудоёмкая часть этого этапа – предварительная работа с родителями.
С одной стороны, дали задание родителям на листе и отправили в Путешествие. С другой стороны, они - не педагоги, и вовлечение их в образовательный процесс должно происходить постепенно, с учётом индивидуальных возможностей семьи, интересов родителей, собственного мнения на данную проблему. Главная моя задача – подсказать родителям, не учить ребёнка, а помочь ему самому найти ответы на поставленные в задании вопросы.
Родители вместе с детьми в выходные дни совершают небольшую прогулку. Родители создают детям условия для выполнения задания, цель которого, формировать культуру безопасного поведения на улице. После прогулки дети совместно с родителями выполняют творческое задание, которое вместе со своими впечатлениями приносят в детский сад.
Я провожу работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма в форме воскресных образовательных путешествий родителей с детьми для воспитанников два раза в год. Осенью в начале учебного года после того, как дети возвратятся в город после длительных летних каникул и второй раз весной, когда сойдёт снег, и наши воспитанники начинают активно осваивать городское пространство.
Если с детьми всё просто: их надо выслушать, рассмотреть их творческие работы, узнать от них, что творится вокруг, и как нам жителям большого города вести себя в той или иной дорожной ситуации. То для родителей просто сказать: «Спасибо» - значит, ничего не сказать.
Варианты релаксации могут быть самые разнообразные и доступные для воплощения: фотогазеты, книжки-самоделки, выставки детских работ, детское сочинительство, анкеты, вопросники, творческие фотоотчёты и т.д.
Главное - родители должны видеть, что большая, проделанная ими работа, оценена мною по достоинству, и очень нужна мне для дальнейшей работы с детьми.
Я увидела, что метод образовательных путешествий родителей с детьми в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма достаточно эффективен.
Главное – это «море» впечатлений и эмоций, которые приносят нам дети и родители!
Область применения метода образовательных путешествий в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм достаточно обширна:
Отправляя куда-то родителей с детьми, можно всегда предложить им творческое поисковое задание, целью которого может стать профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Международный образовательный портал
Свидетельство о регистрации СМИ