Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

СТУПЕНИ УСПЕХА

Международный образовательный портал

+7 (909) 007-03-88

 

г. Москва ул. Ватутина, 18 корп 3

119019, Россия

stupeni-uspeha@rambler.ru

0+

Емельянова Фирюза Фаритовна

 

Воспитатель

 МБДОУ "Детский сад №114 комбинированного вида" г. Казани

 

 

Использование инновационных методов в работе педагога по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

Проблема формирования у детей основ безопасного поведения на улицах нашего города в настоящее время особенно актуальна. Этому способствует ряд обстоятельств:

  1. Резко возросли транспортные потоки в городе, что часто приводит к многочисленным пробкам и заторам.

2. В результате уплотнительной застройки увеличилось интенсивность движения транспорта внутри микрорайонов и дворовых территорий.

  1. С одной стороны, автомобильный парк постоянно обновляется, с другой стороны, на улицах города эксплуатируется большое количество транспорта в плохом техническом состоянии.
  2. Количество правонарушений на дорогах не уменьшается год от года.
  3. Автомобиль становится неотъемлемой частью интересов современной семьи.

Эти и другие причины приводят к тому, что дети часто оказываются в ситуации выбора на дорогах.

Модель поведения ребёнка на улице большого города, как правило, задаётся ближайшими взрослыми, которые не всегда в силу ряда обстоятельств ведут себя в соответствии с заданными правилами дорожного движения. Взрослые и дети часто оказываются нарушителями правил по причине неправильной оценки сложившейся на дороге ситуации.

При проведении ряда диагностических исследований я поняла, что нам нужно срочно привлекать родителей к участию в данном образовательном проекте.

Для работы с родителями наиболее интересным мне показался метод образовательных путешествий в форме воскресных прогулок родителей с детьми, так как:

  • родители становятся моими активными помощниками в образовательном процессе;
  • процесс познания индивидуализируется;
  • дети получают знания и навыки в реальное время, в реальном месте;
  • расширяются рамки творческого взаимодействия с семьёй
  • процессом можно управлять дистанционно.

Образовательное путешествие существенно отличается от обычной прогулки или экскурсии. В процессе данного вида деятельности его участникам предстоит решить определённую образовательную задачу. В моём проекте – это обучение правилам дорожного движения.

Ребёнок – активный исследователь и экспериментатор. Родитель – помощник и проводник. Воспитатель – наставник. Родитель и воспитатель – партнёры, они помогают ребёнку, а именно, создают условия для его познавательно-исследовательской и практической деятельности.

В практике моей работы путешествие состоит из нескольких этапов:

- проектирование маршрута образовательного путешествия;

- проектирование развивающей культурно-образовательной среды группы с целью формирования у детей интереса к маршруту;

- предварительная работа с детьми и родителями; непосредственно самообразовательное путешествие и обмен впечатлениями.

  1. Проектирование маршрута образовательного путешествия.

Проектируя маршрут образовательного путешествия, я стараюсь, чтобы он:

  • решал поставленную образовательную задачу;
  • находился в ближайшем территориальном окружении;
  • был безопасен.

Выбирая объект для исследований, я придерживаюсь следующих условий:

  • доступен в обозрении и исследовании;
  • несёт практическую значимость для деятельности ребёнка;
  • привязан тематически к теме недели;
  • абсолютно безопасен для здоровья;
  • интересен и актуален для восприятия детей.

Главное условие - разработчик маршрута должен подобрать такую форму знакомства с объектами, которая обеспечит для воспитанников любого возраста оптимальные условия для визуального и, по возможности, практического контакта с ними (сосчитать, определить, измерить, установить, потрогать, зарисовать, сфотографировать и пр.)

  1. Проектирование развивающей среды группы

Как это делаю я:

1. Подбираю художественную и познавательную литературу по теме маршрута;

2. Оформляю «зрительный» ряд (иллюстративный материал, открытки, плакаты, фотографии и т.д.);

3. Знакомимся с профессиями;

4. Играем.

Использую всё то, что есть в практике традиционной работы воспитателя с детьми по знакомству с правилами безопасного дорожного движения.

  1. Предварительная работа с детьми и родителями.
  • Сговор с детьми куда пойдём («в одно необычное место», «странный уголок», «в то место, куда показывает стрелочка на карте», «туда, где живёт …» и др.);
  • объявляется цель путешествия (узнать, найти, помочь, показать, пойти в гости, прогуляться, разгадать тайну, увидеть необычное и т.д.);
  • намечаются его участники (родители, необычный герой, друзья, сказочный персонаж и т.д.);
  • напоминаются некоторые правила поведения, приёмы работы;
  • планируются необходимые в пути предметы (бумага и карандаши для записей и рисунков, листы с заданиями, фотоаппарат, набор инструментов для опытной деятельности, любимые игрушки и т.д.);
  • при необходимости, изучается или составляется совместно с детьми карта пути.

Самая трудоёмкая часть этого этапа – предварительная работа с родителями.

С одной стороны, дали задание родителям на листе и отправили в Путешествие. С другой стороны, они - не педагоги, и вовлечение их в образовательный процесс должно происходить постепенно, с учётом индивидуальных возможностей семьи, интересов родителей, собственного мнения на данную проблему. Главная моя задача – подсказать родителям, не учить ребёнка, а помочь ему самому найти ответы на поставленные в задании вопросы.

  1. Воскресное образовательное путешествие.

Родители вместе с детьми в выходные дни совершают небольшую прогулку. Родители создают детям условия для выполнения задания, цель которого, формировать культуру безопасного поведения на улице. После прогулки дети совместно с родителями выполняют творческое задание, которое вместе со своими впечатлениями приносят в детский сад.

Я провожу работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма в форме воскресных образовательных путешествий родителей с детьми для воспитанников два раза в год. Осенью в начале учебного года после того, как дети возвратятся в город после длительных летних каникул и второй раз весной, когда сойдёт снег, и наши воспитанники начинают активно осваивать городское пространство.

  1. Работа с детьми и родителями по окончании Путешествия.

Если с детьми всё просто: их надо выслушать, рассмотреть их творческие работы, узнать от них, что творится вокруг, и как нам жителям большого города вести себя в той или иной дорожной ситуации. То для родителей просто сказать: «Спасибо» - значит, ничего не сказать.

Варианты релаксации могут быть самые разнообразные и доступные для воплощения: фотогазеты, книжки-самоделки, выставки детских работ, детское сочинительство, анкеты, вопросники, творческие фотоотчёты и т.д.

Главное - родители должны видеть, что большая, проделанная ими работа, оценена мною по достоинству, и очень нужна мне для дальнейшей работы с детьми.

Я увидела, что метод образовательных путешествий родителей с детьми в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма достаточно эффективен.

  1. Дети активно познают окружающий мир, меняется их место в традиционной модели взаимодействия с педагогом: они «учат» нас правилам безопасного поведения на улице.
  2. Родители, с одной стороны, помощники педагогов, с другой стороны, они вносят в педагогический процесс свои творческие педагогические находки и, тем самым расширяются горизонты взаимодействия с семьёй.
  3. Родители начинают критически оценивать сложившуюся ситуацию в городе. И, может, кто-то из них, пройдя по улице пешком, а не глядя из-за стекла своего автомобиля, не только обратит внимание на собственную культуру поведения на дороге, но и захочет помочь в решении транспортных проблем на другом уровне.
  4. Решает комплекс задач воспитательных и образовательных задач.
  5. Может быть использован для детей любого возраста, что обеспечивает преемственность образовательного процесса.

Главное – это «море» впечатлений и эмоций, которые приносят нам дети и родители!

Область применения метода образовательных путешествий в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм достаточно обширна:

  • передача знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование представлений о труде взрослых;
  • знакомство со спецификой работы специального транспорта;
  • развитие интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
  • привлечение родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству и другое.

Отправляя куда-то родителей с детьми, можно всегда предложить им творческое поисковое задание, целью которого может стать профилактика дорожно-транспортного травматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.


Международный образовательный портал

 

Свидетельство о регистрации СМИ