СТУПЕНИ УСПЕХА
Сообщение из опыта работы на тему:
«Игровая деятельность, как основное средство развития речи детей дошкольного возраста»
воспитатель:
Рязанова
Вероника Александровна
2022г.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие, закладываются основы успешного обучения в школе.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Значимую роль в работе с детьми играет использование дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлениивысказываний, развивают объяснительную речь.
Существуют 3 вида дидактических игр, это:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом).
- настольно-печатные.
- словесные игры.
Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня.
Мною были изготовлены игры своими руками, с некоторыми из них я вас познакомлю.
«Рукавичка», «Репка», «Расскажи сказку»
Эти игры помогают детям, формировать умение пересказывать знакомую сказку с опорой на наглядный материал.
«Цветочная поляна»
Эта игра позволяет развивать моторику пальцев рук используя цветы – зажимы, растущие на полянке.
«Рыбалка»
Играя ребёнок должен поймать с помощью удочки картинку-рыбку, назвать предмет, изображённый на картинке согласовав его с другими частями речи (притяжательное местоимение + существительное = моё ведро; прилагательное + существительное = красивое ведр ,железное ведро, красное ведро. Если слово произнесено правильно, ребёнок кладёт пойманную рыбку – картинку в своё ведёрко.
«Чудесный слоник»
Она позволяет развивать осязание детей, при этом словесно описать предмет, озвучивая свои предположения.
«Кто что ест»
В этой игре детям предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи. При этом воспитатель интересуется, как называется животное, чем оно питается. Причём, у одного животного может быть несколько пристрастий к еде. Можно об этом поговорить и уточнить.
«Назови, одним словом»
Ребёнок рассматривает одну сторону куба, и называет одним словом, что на ней изображено. При возникновении затруднений дети сначала перечисляют изображенные предметы, а затем классифицируют изображения.
Как говорил известный ученый, Иван Петрович Павлов «В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи».
Пальчиковым играм я уделяю ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти.
В своей работе использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.Театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) и т. д.
Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
Таким образом, в процессе работы произошел существенный рост в развитии речевой активности детей, о чем свидетельствуют данные мониторинг.
Подводя итог своей работы, могу с уверенностью сказать, что игровая деятельность способствует: формированию речевых навыков, грамматической правильной монологической и диалогической речи, обогащению активного словаря.
Международный образовательный портал
Свидетельство о регистрации СМИ