СТУПЕНИ УСПЕХА
Использование элементов психологического тренинга при проведении родительского собрания.
Цель:
Расширение представлений педагогов о формах подачи информации родителям при проведения родительского собрания.
Задачи:
Привлечь внимание педагогов к вопросу работы с родителями воспитанников.
Способствовать возникновению желания поиска эффективныхформ и приемов подачи информации.
Отработать на практике тренинговые упражнения.
В современном обществе вопрос роли семьи в процессе развития ребёнка дошкольного возраста особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Очевидно, внутрисемейные отношения и отношение к ребёнку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Поэтому взаимодействие семьи и специалистов дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач.
Часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными, потому что, как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные методы сотрудничества с семьёй (собрания, устные журналы, индивидуальные консультации).
Жизненный опыт часто строится на ошибках и разочарованиях.Поиск наиболее эффективных приемов работы с родителями воспитанников привел меня к использованию на родительских собраниях тренинговых упражнений.В большинстве своем игры тренинга общения являются моделями жизненных ситуаций, что дает возможность:совершая ошибки, не чувствовать той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ для переноса его в реальную жизнь; возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;возможность творчества (ибо есть время подумать, "переиграть").
Инструкция. «В детский сад все приходят с разным настроением: сжатые ладошки в кулачки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки наколенях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на встречу».
Из аудитории выбирается группа их 4-х человек.
3. Основной блок.
- Первые вопросы, которые начинает обсуждать воспитатель с родителями – это конечно вопросы адаптации ребенка к детскому саду.
Тема 1.«Адаптируемся вместе».
Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
Адаптация - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».
- Вы правильно отметили, адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
- Но "за кадром" почти всегда остаются родители со своими эмоциями и чувствами, которые находятся в не меньшем стрессе и переживаниях!
Упражнение «Пуповина»
- Женщина носит 9 месяцев ребенка, при этом связана с ним пуповиной. Ребенок рождается, пуповину отрезают. Проходит время, малыш растет. И вот ему уже 2-3 года. Мама связана с ним уже воображаемой пуповиной. Меняется жизненная ситуация. Нужно отдавать малыша в детский сад. Что же чувствует при этом ребенок? Мама? Давайте попробуем это почувствовать.
Разбейтесь на пары: один человек в паре – «ребенок», второй –«мама». «Ребенок» становится спиной к «маме». «Мама» должна набросить на «ребенка» резинку – «пуповину» и держать ее двумя руками. «Ребенок» начинает двигаться вперед медленно, а «мама» стоит на месте, она остается дома или на работе. Прислушайтесь к собственным ощущениям. Отпустите резинку и вновь прислушайтесь к собственным ощущениям. Поменяйтесь местами.
Рефлексия.
- Что вы чувствовали, когда были ребенком? Мамой?
- Чем полезен опыт, полученный в результате выполнения упражнения?
- Чем родитель может помочь себе и ребенку? Позволить дать выход эмоциональному напряжению, сбросить негативную энергию. В этом поможет нам следующая игра.
Игра “Кто быстрее?”(под активную музыку)
Цель: отреагирование скрытой негативной энергии, в приемлемой форме давать выход эмоциональному напряжению.
Инструкция. Каждой паре дается газета, которую необходимо порвать на мелкие кусочки (“снег”) в течение 1 минуты.
Рефлексия.
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Как вы думаете, понравится такая затея ребенку?
Ребёнок, лишённый любви, имеет меньше возможностей для достижения высокого самоуважения, создания устойчивого, положительного я-образа, построения тёплых отношений с другими людьми.
- Чтобы поддержать ребенка, повысить его самооценку родителям можно предложить выполнить дома упражнение «Солнышко» (видеоролик).
Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучиками. Никаких требований к рисунку не предъявляйте, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и сам выбирает чем рисовать.
Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.
— Солнышко — какое оно?
— Яркое, жёлтое, доброе, тёплое, радостное…
— А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твоё имя.Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты? Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, скажите, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?» Вдоль лучика подписывается каждое названное вами или ребёнком качество. Постарайтесь, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует. Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…». Запишите всё, что услышите, пусть делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п. Упражнение «Солнышко» выполняется только на позитиве.
Тема 2.«Эффективные способы общения с детьми».
- Разговор с детьми подразумевает собой обмен словами, идеями и чувствами. Общение, это то, что мы говорим и как мы это говорим. Мы общаемся взглядами (улыбками или хмурым видом), действиями (объятиями или шлепками), молчанием (тёплым или холодным), также, как и словами (добрыми или злыми).
Взрослые как правило не испытывают трудностей в общении с детьми, когда им нужно просто показать, как пользоваться ножницами или объяснить, насколько опасны машины. Но намного сложнее общаться, когда в действие вступают чувства ребёнка или ваши собственные.
- «Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.Понять ребенка - значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Этому посвящается следующее упражнение.
Упражнение «Пойми меня, мама».
Инструкция. Вы получаете карточку с фразой ребенка. Ваша задача понять и озвучить чувство, которое испытывает ребенок в данной ситуации.
Примечание: на слайде появляются правильные ответы.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Папа, смотри, я собрал корабль из конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Я сам. Мне не надо помогать. Я уже большой. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите все, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Это сложно. У меня никогда не получится! | Разочарование, желание бросить. |
Принимайте чувства ребенка.
Здесь в поведении родителей основными средствами воспитания являются внимание и поощрение: родители ориентированы прежде всего на выделение положительных качеств ребёнка, удовлетворены общением с ним, воспринимают его таким, каким он есть.Например, «Малыш, ты очень расстроен, тебе не хочется расставаться, но маме нужно на работу. Воспитательница позаботится о тебе. А когда тебе станет грустно, можешь достать из кармашка платочек, я наполнила его поцелуями, чтобы их хватило на целый день».
Тема 3.«Дисциплина и родительские запреты»
- Такие признаки как терпимость (самостоятельность, свобода) — сдерживание (контроль), определяют преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.В этом случае основными средствами воспитания являются строгость и наказание.
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно любим своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы заботимся о них. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Стихотворение «Взрослым»
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире…
Я один здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказу – одеваться,
По приказу – умываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться,
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать!
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему,
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ!
(М. Шварц)
- Мы, родители, очень редко задумываемся о значении ограничений в жизни детей. Опыт воспитания в своей семье, собственные взгляды и мировоззрение позволили каждому из нас сформировать представление о родительских запретах.
А как же это выглядит в жизни?
Упражнение «Ленточки».
Цель: способствовать осознанию связи между родительскими запретами и поведением ребенка, стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками.
Рефлексия.
- Как вы думаете, ему хорошо?
- Может ли ребенок полноценно развиваться в таком состоянии?
- А сейчас давайте спросим нашего «ребенка», как он себя чувствует.
- Какую ленточку вам хотелось бы снять в первую очередь?
И вот родители недоумевают, почему ребенок ничего не хочет делать, ему ничего не интересно или наоборот стал непослушным, огрызается и сопротивляется всему, что говорят родители.
Тема 4.«Влияние родительских установок на развитие личности ребенка»
Цель: Создание условий для осознания всей сложности, важности и ответственности позиции родителя.
- На наши взаимоотношения c детьми большое влияниеоказывают установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания - пока мы не осознаем их.Если взрослые оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. Ведь душа ребенка как губка все впитывает и рано или поздно ответит нам взаимностью.
(Упражнение, раскрывающее суть понятия «психологическая установка» и ее влияние на восприятие реальности должно быть максимально простым и иллюстративным.)
Упражнение «Оставь свой след»
Цель: осознание психотравмирующего влияния эмоционального насилия на формирование личности ребенка,осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия c ребенком.
Инструкция. Если выражение несет жизнеутверждающую установку, вы капаете на одну губку чистую воду, если негативное выражение, капаете грязную воду на другую губку.
- Прикоснитесь ладонями к губкам и посмотрите какой след оставили ваши слова в душе ребенка. Что вы думаете по этому поводу?
- Это упражнение помогает родителям задуматься, почему ребенок отдалился от него, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе, а также каким вырастит его ребенок, если будет слушать в свой адрес только критику, ругань и негатив;слова крепко зацепляются в подсознании ребенка.
Тема 5. «Рефлексия»
- А в качестве рефлексии родителям можно предложить следующие упражнение.
Упражнение «Я хочу…» (под спокойную музыку)
Цель:создание благоприятного образа будущего.
- Чтобы изменения произошли в поведении ребенка, необходимо, чтобы они произошли в родителях. Важно создать атмосферу любви и тепла в семье. Символом тепла и доверия считается свеча.
Когда вы будете лепить свечу, думайте о своих родных и близких. О том, какой вы хотите видеть вашу семью в будущем, какими вы хотите, чтобы были ваши дети, вспомните радостные моменты, которые хотелось бы повторить.
Возьмите эту свечу с собой. Возможно вы соберетесь вечером вокруг нее всей семьей. И при зажженной свече поговорите о сокровенном, поделитесь, чем порадовал или огорчил вас сегодняшний день.
- На мой взгляд, выполнение ряда упражнений и участие в дискуссиях, играх и обсуждениях позволит родителям научиться не только лучше понимать сына или дочку, но и увидеть их сильные стороны. Кроме того, родители получают возможность проанализировать свои стратегии взаимодействия c ребенком, выбрать наиболее оптимальные.
Участники сплетаются руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. Таким образом каждый выражает свое отношение к данному мастер-классу:
- Получилось ли погрузиться в атмосферу родительского собрания?
- Согласны ли вы, что нужно больше уделять внимания работе с родителями в вопросах воспитания детей?
- Считаете ли вы данные упражнения эффективными?
- Появилось ли желание применять элементы тренинга на своих родительских собраниях?
Ведущий говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.
Благодарю за внимание.
Международный образовательный портал
Свидетельство о регистрации СМИ