Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

СТУПЕНИ УСПЕХА

Международный образовательный портал

+7 (909) 007-03-88

 

г. Москва ул. Ватутина, 18 корп 3

119019, Россия

stupeni-uspeha@rambler.ru

0+

Воспитатель

МАДОУ «Надежда» г. Ноябрьск

ЯНАО

 

 

Дубовец Эльвира Петровна

Доклад «Традиции православного воспитания»

Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. Одной из главных задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является – успешная социализация детей с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, страхи, озлобленность. Вопросы добра и зла относятся к числу «вечных», они всегда волновали человечество именно потому, что лежат в основе взаимоотношений между людьми, а также являются исходным в формировании личности ребёнка и приобщении детей к социальному миру.Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семьювозлагается особая ответственность по воспитанию этих качеств у подрастающего поколения.Поэтому данную статью мы посвящаем Вам, уважаемыеродители.

Вы хотите быть счастливыми, чтобы ваши семьи были крепкимии дружными, дети – добрыми и послушными? Для этого нужно правильно их воспитывать, а это самое трудное. Мы считаем, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. При этом не стоитзабывать положительный опыт православных традиций семейного воспитания.

http://www.allwomens.ru/uploads/posts/2009-12/1260048440_3c8p9357.jpgРелигия всегда занимала важное место в жизни человечества. Православие на сегодняшний день является одной из самых популярных религий и оказывает свое влияние на воспитание детей. Это сложные отношения, касающиеся различных положительных и отрицательных сторон. Православие основывается на Библии и десяти заповедях, но не всегда их можно свободно прикладывать к нынешним временам. На самом деле православие и воспитание детей связаны тесными узами из-за верующих родителей. Однако следует правильно использовать его постулаты. Например, одна из заповедей гласит: не убий, ее следует представить, как не ударь. В воспитании ребенка этот фактор станет одним из важнейших. Также для примера следует вспомнить о заповеди: подставь вторую щеку. Она на сегодняшний день не актуальна, а вот если бы она гласила, избегай конфликтов, то результат стал бы намного приятнее и полезнее. Подобная трактовка устоев православия считается не совсем правильной, но ведь это всего лишь приложение прежних правил к нынешней жизни.В идеале родители могутнайти правильную грань между православным воспитанием и современными правилами и устоями. Сделать это не так просто, но результат будет настолько великолепным, что родители поймут, затраты времени пустыми не стали, ведь ребенок станет по-настоящему послушным и останется частью современного мира.

Дети, по слову народной мудрости, – «благодать Божья». Ими благословляет Бог семейное счастье. «У кого детей много, тот не забыт от Бога». От опечаленных детьми отцов-матерей пошли ходить по русскому простору поговорки: «Укого детки – у того и бедки», «Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики –большие беды будут!», «Малые дети не дают спать, большие не даютдышать».Как, по народному слову, дыма без огня не бывает на белом свете, так и дети не сделаются для своих отца-матери «бедками» без всякой причины. По большей части кореньэтого скрывается в самих огорчаемых своим потомством родителях. По крайней мере, таковвзгляд на это дело у стойкой народной мудрости. «Каковы батьки-матки – таковы и дитятки»;«Яблочки от яблоньки недалеко падают»; «Умел дите родить, умей и научить»; «Дитятко чтотесто – как замесил, так и выросло»; «Из ребенка, как из воска, что хочешь – то и лепи».Много можно было бы привести подобных изречений, и все они сводятся к такому заключению: «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил».

Никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте, но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении иуходе, как в первые годы детства.

Уже телесный рост идет быстро и сильно, а еще большедушевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются определенные понятия,оно учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, оно получает вместе с тем понятие оБоге, о своем назначении, учится различать добро и зло; в нем пробуждается совесть,начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобыдать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человекадо богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего дитяти. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренятьзло, – то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте…»

Отец и мать ради своих трудных, но любимых детей – жертвуют собой, своим здоровьем, силой, порой и своим самолюбием. Родители дают детям не только хлеб насущный,но и духовную пищу, и делают это с их момента рождения. Так было и так есть в благочестивых семьях.Мать, как никто другой, чувствует свое дитя. Она его успокоит, приласкает, если ребенок не может заснуть, поможет ему, убаюкает. В уходе и воспитании она играет главенствующую роль, ведь у нее связь с ребенком иная, чем у отца. Но отец может трезво оценитькакую-то ситуацию, остановить супругу от необдуманных шагов, баловства по отношениюк ребенку.Наставления матери действуют на сердце ребенка, никто не может заменить матери,именно она знает душевное расположение и его потребности. При этом слова матери наиболее воздействуют на душу ребенка. Поэтому от нее в большей степени зависит определенный настрой ребенка. В частности, осознание того, что в семье каждый выполняет своеназначение, и дети слушают старших, своих родных потому, что они взрослые. Слово старших во всех житейских ситуациях – последнее, и здесь нет «хочу», «не хочу». Таковы принципы воспитания, передаваемые из поколения в поколение. Окрики, длинные нравоучения не затрагивают ни чувств, ни волиребенка.Каков же выход? Личный пример родителей. Глядя на них, ребенок видит, что родителиуступают друг другу, не ссорятся, слово отца – закон для всей семьи, причем он не деспот, несамодур, но строг и справедлив. Ребенок видит, что его любят, что с ним справедливы родители, чему учат его,так и сами поступают, поэтому берет пример с родителей. Молодые супруги, воспитываясвоих детей, начинают следить за собой и заниматься самовоспитанием.Необходимо разумное и умеренное применение принуждения и наказания – это прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.Наказания могут быть разными: оставление без сладкого, запрещение просмотра любимых мультиков, получения других удовольствий и прочее.

Если же в семьях господствует дух свободомыслия,неуважения к слову Божию, где о Боге не принято говорить, все отрицается, никто и ничтоне уважается, то каким же вырастет в такой семье ребенок? Когда такие родители приводятслова из пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою», то это не воспринимается ребенком серьезно, он просто пропускает все мимо ушей.

Что есть послушание? Это подчинение чужой воле. Но чтобы это сделать, нужноиметь уважение к другому человеку, любить его и следовать ему.Если родители хотят видеть свое дитя послушным, то не должны допускать упорстваи своеволия ребенка. То, что необходимо для него, можно исполнить – когда он просит есть,если голоден, или ему что-то необходимо в школу, какая-то вещь. Но совершенно непозволительно исполнять капризы детей – так вы показываете свою слабость перед ребенком истановитесь рабом исполнения его желаний.

Ничто так не укрепляет ребенка в своеволии, как несогласие между родителями: одинзапрещает, другой разрешает; отец отказывает в чем-то, мать, жалея плачущего и просящегоребенка, бывает, тайком исполняет его желание. Особенно дедушки и бабушки балуют детей,потакая их капризам. Они привлекают к себе внуков тем, что исполняют их волю.Никогда нельзя терпеть, чтобы дети выходили из послушания: что сказали родители– должно исполняться без промедления. Ребенок должен усвоить – если он не выполнилродительской воли, то поступил плохо. Это единственный путь, чтобы сломить своеволиедетей и воспитать в них волю, послушную родителям. Дети должны испытывать к родителям почтение, которое побуждает их к послушанию. Почтение к родителям – природноечувство, и они должны всячески избегать поводов к неуважению к себе детей (если, например, дитя видит постоянно ссорящихся и оскорбляющих друг друга отца и мать, или пьяныхи дерущихся). Нет почтения и послушания в семьях, где родители постоянно порицают другдруга: «Твой отец всегда долго спит, он не хочет с тобой гулять, он ленивый», или «Твоямама ничего не соображает». Не противоречьте сами друг другу в своих действиях относительно детей.Если родители подают пример лицемерия, то есть на словах одно, а на деле другое,это также разлагающе действует на детей. Подражая родителям, они сами становятся лживыми, лукавыми и постепенно утрачивают детскую чистоту, непосредственность. Не получая родительской заботы, внимания, тепла и любви (они заключаются не в том, что вы даетеи покупаете ребенку что-то вкусное или красивую игрушку), ребенок сам становится неспособным любить близких.

Родители подобно художникам должны заботитьсяо своих «удивительных произведениях». Лишнее убирать, а то, чего недостает, добавлять. Следить все время, каждый день,чтобы умножать данное от природы дарование, а недостаток – устранять. Особенно тщательно надо изгонять даже повод к распущенности, эта склонность особенно вредна юнымдушам. Надосразу же установить закон: ни над кем не надсмеиваться, никого не оскорблять, не быть драчливым. Если родители видят, что это нарушается, то за этим следует наказание: когда суровый взгляд, когда язвящие слова, упрек, порой можно похвалить и обещать награду.

В своих «Поучениях», написанных в 1901 году, Ириней, епископ Екатеринбургский иИрбитский, сердце ребенка сравнивает с садом, а родителей – садовниками. Они, ухаживая и взращивая свой сад с любовью, должны содействовать его росту ипроцветанию, всячески ухаживать за ним и избавляться от бурьяна и того, что мешает росту,обрезать дикие побеги на дереве и пр. Тем самым он говорил о разумной любви к детям.Некоторые родители на своего ребенка смотрят как на игрушку, куклу. Они кормят его,балуют, ласкают, покупают лекарства, когда он болеет, а в остальном позволяют делать то,что он хочет, лишь бы не беспокоил своим плачем. Родители видят в нем лишь забавноесущество и считают, что в раннем возрасте – 2–3 года, ему позволительно все: «Вот подрастет и тогда сам поймет, что хорошо, а что плохо». Но вдруг они замечают, что любимый ихребенок – непослушен, своенравен и необуздан. Но слишком поздно.

Уважаемые родители, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что своикриком и плачем он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получитжелаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается.Так вот, оказывается, что подобное бывает и со всеми пороками человека, которые вдальнейшей его жизни обнаруживаются во всей своей силе. Если родители оправдываютнедобрые поступки своих детей, а также небрежение в их воспитании, то в дальнейшем врядли из них получится что-либо доброе.

Что нужно знать о своих детях? Для воспитания детей недостаточно одной горячей любви к детям, готовности к самопожертвованию. Нужны знания о возрастных особенностях детей, как физических, так ипсихологических. Тогда родители смогут лучше их понимать, не делать ошибок и промаховпри общении с ребенком, а также не предъявлять завышенные требования, невыполнимыедля него не в силу капризов и упрямства, а по объективным причинам, связанным с возрастом ребенка и особенностями его психики. Давайте научимся быть рядом с ним в нужныймомент, «предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего в эту минуту».
Один французский писатель в своё время сказал так: «Удивительнее всего то, что практически все родители хорошо понимают необходимость потребности для своих детей - в школе, учителях и знаниях. Родители прилагают большие старания и усилия для того, чтобы их дети получили хорошее образование, создали семьи и устроили свои жизни.Но вот дети вырастают, а жизнь у многих не складывается, и ошибок тяжких много совершают и семейного счастья нет. А главное, из многих детей вырастают непорядочные, эгоистичные люди, которые сами нормально жить не умеют и не хотят, и окружающим людям нормально жить не дают и родителям своим досаждают, живут за счет их, грубят, обижают.И только в старости такие недальновидные родители начинают понимать свою главную ошибку в воспитании детей. Да, они вырастили своих детей, кормили, обували, лечили, дали им образование, а вот, о том, чтобы из детей – люди хорошие, добрые и честные выросли не позаботились. Одни не задумывались об этом, другие на школу понадеялись – вот и упустили своих детей – и потому выросли из их детей – невоспитанные, грубые, эгоистичные люди – их позор, унижения и огорчение в старости.
Родители заботятся о физическом и умственном развитии своих детей, и как мало думают и переживают об их нравственном воспитании. Сколько внимания, тревог и заботы в одном отношении и какое удивительное спокойствие в другом.Родители так внимательно следятза всякой открытой форточкой в детских комнатах, тщательно берегут детей от малейшей сырости и сквозняка; по часам дают им пищу и укладывают спать, настораживаются и начинают беспокоиться при чуть слышных в детских хрипоте и кашле, с тревогой следят за повышением температуры у ребёнка. Начинают дети учиться в школе к их услугам различные учебные пособия, самые современные и эффективные методики обучения, репетиторы, воспитатели. Сами родители строго следят за каждым приготовлением уроков, домашних заданий.Но в то же время уделяется ли хоть малейшее внимание и время родителями и воспитателями – самому важному и необходимому для детей - нравственному воспитанию, чтобы из детей – обязательно люди хорошие и добрые получились? А ведь это самое важное – от правильного нравственного воспитания зависит будущая жизнь и судьба их детей, их счастье. Если дети вырастают невоспитанными, грубыми и эгоистичными людьми, откуда появится счастье в их жизни?
Разумеется все родители хотят своим детям добра. Но почему большинство родителей настолько наивны, уверены и считают, что хорошими их дети вырастут сами по себе?
Простая истина: в огороде или на даче, если человек что-то посадил, то само по себе ничего не вырастет, необходимо трудиться, и поливать и полоть и ухаживать за растениями, и надо ещё и знать, как правильно выращивать урожай. Так и детей нужно правильно воспитывать, чтобы из них выросли добрые и честные люди.Чтобы воспитать хорошего человеканужна громадная работа. Нравственная польза при воспитании может быть достигнута не только вразумлением ребенка, но и обязательным воспитанием сердца и воли ребенка.

Детей надо в детстве больше любить, больше ласкать и просто показывать им свой добрый пример во всём, а не читать им заунывным голосом религиозные нравоучения.Основное воспитание происходит в семье, зависит от духовной атмосферы, царящей в доме. В первые годы детской жизни душа ребенка так нежна, так впечатлительна и беспомощна. Она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней. Все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить, «испортить ребенка». В эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и непростительно.

 

О. Ф. Киселева. «Традиции православного воспитания»

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2771495Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьеготысячелетия.: Книжкин Дом, Астрель; Москва; 2008

 

2009-12-06 - Психология и развитие

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6569/

И. Ильин. О семье //В доме Отца Моего. – М., С. 21.

 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.


Междунарожный образовательный портал

 

Свидетельство о регистрации СМИ