Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

СТУПЕНИ УСПЕХА

Международный образовательный портал

+7 (909) 007-03-88

 

г. Москва ул. Ватутина, 18 корп 3

119019, Россия

stupeni-uspeha@rambler.ru

0+

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Озерский технический колледж»

(ГБПОУ ОзТК)

 

Сборник

практических работ по теме

Воспитательная деятельность в образовательном учреждении

 

Выполнила: Кожухова Л.И.,

преподаватель 1 категории

 

2022

 

Определений понятия «воспитание» существует большое количество, отметим для себя лишь наиболее удачное из них-то, которое принадлежит таким известным ученым как Х.Й. Лийметс и Л.И. Новикова. Они определяют это понятие следующим образом: воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»с 1 сентября 2021 года должны включать в себя рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы, которые разрабатываются на основе примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы (далее – ПРПВ, ПКПВР).

В данном определении воспитания говорится не об управлении ребенком (что действительно дало бы повод говорить об авторитарности), а именно об управлении развитием личности подростка. Кроме того, его авторы поясняют: управление через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития.

Основной целью воспитательной деятельностиСПОявляется: способствовать всестороннему развитию личности обучающегося в гуманистическом аспекте, обеспечивать условия для формирования общих и профессиональных компетентностей будущего специалиста.

В содержание воспитательной деятельностиСПОвключены следующие задачи:

1.Создание условий для развития личности и ее успешной социализации, профессиональной, творческой, общественной активности.

2.Развитие воспитывающей образовательной средыСПО.

3.Работа с родителями как с социальными партнерамиСПОпо выполнению задач воспитания подростков.

Данный сборник составлен и выполнен в рамках обучения в проекте «Профессионалитет» и предназначен для ознакомления, а возможно и помощи для «новичков», т.е. молодых классных руководителей впервые выступающих в этом статусе.

 

 

 

Практическая работа№ 1

Тема:«Основы современной государственной политики в области воспитания и образования»

ЗАДАНИЕ

1. Перечислите приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы «Развитие образования»;


2. Опишите перспективы развития системы образования в Российской Федерации.

 

Ходработы:

 

1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы «Развитие образования»

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г и от 21 апреля 2021 г.

К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.

На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Программы до 2030 года:

- вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;

- увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.

Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.

 

2. Перспективыразвития системы образованияв Российской Федерации

Государственная политика в сфере образования предусматриваетобеспечение ключевых общесистемных изменений. В системе образования будет действоватьновый организационно–экономический механизм, в рамках которого произойдут серьезные изменения принципов управления в системе образования. Значительно повысится роль общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы). Учебные заведения будут обеспечить потребителей и общественность информацией о собственной деятельности.

Важнейшим компонентом новой модели образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Такой подход принято называть компетентностным. Этот подход предполагает перенесение акцентов на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут использоваться проектные методы.

В новой модели образования процесс обучение будет более многообразным и вариативным. При этом повысится роль внутренней системы оценки качества образования, ориентированной не на регулирование процесса обучения, а на его результаты.

Стратегической целью концепции долгосрочного социально-экономического развития России является перевод страны на качественно новый, инновационный, путь развития страны.

Системе образования в инновационном сценарии принадлежит особая роль – двигателя системных изменений в экономике и обществе. Построение современной системы образования – необходимое условие инновационного развития страны.

Таким образом, государственная образовательная политика направлена на разработку и внедрению современной модели образования как средства обеспечения инновационного развития страны.

 

Практическая работа № 2

Тема: «Концепция экосистемного управления в реализации воспитательной системы образовательной организации системы СПО»

 

ЗАДАНИЕ

1. Проанализировать систему управления воспитательной работой в вашей образовательной организации.

1. Ответить на вопросы, представленные в таблице и характеризующие воспитательную работу организации.

Ход работы:

 

Заполнитьтаблицу:

№ п/п

Вопрос

Ответы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите область активности организации в рамках воспитательной деятельности, которая включает в себя перечень направлений воспитательной работы, в которых работает/собирается работать организация, масштабы этой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и обучающихся, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств студентов.

2Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие требования выдвигают потребители к воспитательной деятельности организации?

 

 

 

 

 

 

 

 

1 недопущение физиологического или психологического вреда здоровью обучающегося.

2.духовная насыщенность жизнедеятельности студентов.

  1. уверенное использование воспитательного потенциала собственного развития и самореализации обучающимися и выпускниками;

4. снижение асоциальных проявлений в среде молодежи.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каковы стратегические намерения организации в рамках воспитательной деятельности, как ориентиры, которых организация стремит­ся достичь в будущем?


Например: «Мы стремимся...». Стратегические намерения описывают как количественные, так и качествен­ные показатели, определяющие основные направления развития воспитательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы стремимся к:

1) улучшению условий для эффективного взаимодействия с обучающимися колледжа в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала студентов, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

2) поддерживаем студенческое самоуправления и повышение роли организацийобучающихся в управлении образовательным процессом;

3)поддержке общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в колледже;

4)привлекаем обучающихся к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания студентов.

 

4

 

 

 

 

 

 

Каковы области компетенций организации в рамках воспитательной деятельности и ее конкурентные преимущества?


Например: специальные знания и навыки, которыми обладают специалисты­, что позволяет ему быть лучшим в опре­деленной области деятельности.

1. Персонал, обладающий

соответствующими знаниями,

умениями, навыками и мотивациями

2.Рост потребительского (рыночного)

капитала, удовлетворенность и

лояльность потребителей

образовательных услуг,

инвестиционная привлекательность

колледжа.

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каковы ценности корпоративной культуры организации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников, при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий сотрудников и в значительной мере влияют на ход выполнения работы;

2. духовная и материальная жизнь коллектива, доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, достижение установленных стандартов качества работы;

3. формальные и не формальные правила и нормы деятельности, обычаев и традиций, персональных и групповых интересов, особенностей поведения, ценностей.

 

6

 

 

 

 

 

С какими социальными партнерами необходимо обеспечить взаимодействие организации с целью обеспечения результативности воспитательной деятельности?

 

  1. ФГПОУ ПО «Маяк»

 

 

 

 

 

 

2. По представленным в таблице ответам сформулировать общее состояние и предложить видение перспектив и направлений воспитательной работы вашей организации.

 

Образовательный процесс в колледже не сводится исключительно к передаче знаний. Образование выполняет функции развития личностных качеств, обучающихся: формирование ценностных ориентиров, аналитического мышления, установок на коммуникацию и сотрудничество, критического отношения к себе, т.к. в процессе обучения вучебном заведениимолодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознания общественно-значимых ценностей. Воспитание не изолируется от профессиональной подготовки. Концепция воспитания постоянно обогащается. Для этого систематически изучается, обобщается опыт воспитательной работы с обучающимися и распространять его среди кураторов, мастеров производственного обучения и всех подразделений колледжа.

Система воспитания, над постоянным совершенствованием которой работает педагогический коллектив колледжа, имеет в основе следующие принципы:

-гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (как среди обучающихся, так и между обучающимися и преподавателями);

-личностный подход в воспитании;

-единство процессов воспитания, обучения и развития личности обучающегося;

-осуществление процесса трансформации воспитания в самовоспитание, самореализацию личности обучающегося;

-создание эффективной среды воспитания и творческого развития обучающегося.

 

Содержание основных направлений воспитательной работы вколледже:

-профессионально-ориентированное воспитание;

-патриотическое и гражданско-правовое воспитание;

-культурно-нравственное воспитание;

-физкультурно-оздоровительное воспитание;

-студенческое самоуправление;

-поддержка и развитие волонтёрской деятельности;

-воспитаниетолерантности.

 

Практическая работа №4

Тема:«Куратор учебной группы в организациях среднего профессионального образования: задачи, содержание и организация деятельности. Социальный паспорт учебной группы»

 

Цель практической работы:закрепить теоретические знания по теме, формирование профессиональных компетенций через выполнение практических работ

Задачи:

1.Развитие умений работы с различными источниками информации

2.Формирование и развитие профессионального мышления

3.Формирование профессионально-педагогической позиции

Задание:

Составить и заполнить социальный паспорт учебной группы, в который должна входить следующая основная информация:

 

Ход работы:

Группа СП 20

22.02.06 «Сварочное производство», 2 курс

  1. Общее количество обучающихся, чел. -25

включаяихпроживание: иногороднее-6

проживание в общежитие-4

местные-19

2. Количествонесовершеннолетнихобучающихся, чел.-4

3.Гендерное соотношение группы: муж- 100%/25чел.

4.Социальное положение:

из многодетных семей-2

дети-сироты-1

дети-инвалиды-0

дети из неполных семей-11

особенности в психофизическом развитии-0

5.Обучающиеся, требующие повышенного педагогического внимания:

состоящие на учете в ИДН-0

КДН-4

наркологическом диспансере-0

неуспевающие-9

6.Обучающиеся, занимающиеся в кружках и секциях-20

7.Обучающиеся, создавшие семью-2

Информация может быть дополнена дополнительными критериями.

 

Практическая работа № 5

Тема:«Основы современной государственной политики в области воспитания и образования»

ЗАДАНИЕ

1. Какие аспекты процесса модернизации образования в Российской Федерации наиболее значимы, с вашей точки зрения для организаций системы среднего профессионального образования? Перечислите их.


2. Приведите примеры мероприятий конкретного процесса модернизации образования, которые реализуются в деятельности Вашей образовательной организации.

 

Ход работы:

 

1. Модернизация системыобразованияпроцесс формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, решение которой должно обеспечить достижение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

 

Модернизация образования имеет пять следующих основных аспектов:

1) Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования (содержательный аспект);

2) Формирование в системе образования эффективных организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов (экономический аспект);

3) Развитие образования как эффективно управляемой открытой государственно-общественной системы (управленческий аспект);

4) Обеспечение всего процесса модернизации необходимой нормативной правовой базой (нормативно-правовой аспект);

5) Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки (кадровый и социальный аспект).

2. Примеры мероприятий конкретного процесса модернизации образования в ОЗТК:

- созданы условия по расширению возможностей и вариантов получения профессии/специальности, созданы условия, позволяющих обучаемым самостоятельно формировать образовательную траекторию с учетом своих интересов, наклонностей, потребностей (бесплатное дополнительное образование).

- созданы условия по гуманитаризации обучения и воспитания– усиление внимания к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам с целью использования их содержания и методов для подготовки студентов не только как профессионалов, но и гражданского общества.

-поэтапное обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и внедрение обновленных на его основе примерных основных образовательных программ, реализация концепций преподавания учебных предметов и (или) предметных областей (русский язык и литература, математика, физика, астрономия, химия, биология, география, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, технология, физическая культура, искусство- Разработка примерных программ по всем компетенциям «Профессионалитета».

 

 

 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.


Междунарожный образовательный портал

 

Свидетельство о регистрации СМИ