Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

СТУПЕНИ УСПЕХА

Международный образовательный портал

+7 (909) 007-03-88

 

г. Москва ул. Ватутина, 18 корп 3

119019, Россия

stupeni-uspeha@rambler.ru

0+

Крювочесанков Алексей Андреевич

Педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ № 50 г. Новосибирск

 

Постановочный план спектакля «Хрустальное сердце» по одноимённой пьесе Л. Устинова

Режиссёр, педагог дополнительного образования первой категирии, художественный руководитель Драматической студии «Театр-50» А. А. Крювочесанков

 

Обоснование выбора пьесы

Хочется немножко о любви. Здесь есть любовь, детская, наивная, непошлая, не выпячивающая вперёд. Да, есть в проявлении этой любви некоторая напористость, может быть даже немного наглости. Но это лишь помогает добиваться внимания и взаимности чувств. В итоге же вся это напористость и наглость. Свершав своё предназначение, превращаются в искреннее страдание ради спасения жизни любимого человека.

В наш век стремительно развивающихся технологий простые, наивные чувства в чистом виде теряют интерес и привлекательность. Подростки всё больше общаются друг с другом посредством электронной техники, заменяющей живой человеческий подчерк печатными буквами, живые улыбки и глаза стандартными смайликами, мемами и гифками, созданными кем-то посторонним, навязывающим своё мировоззрение. Простое проявление симпатии, застенчивость, рукописные письма, фотографии и мелкие подарки на память, не говоря уже о стихах, песнях, посвящённых объекту симпатии, становятся в восприятии подрастающего поколения чем-то смешным, глупым, тяжеловесным, дурацки наивным и ненужным. Простота и чистая наивность (в положительном понимании) теряется в потоке пропаганды соцсетей, рекламы, затмевается пошлой потребительской безвкусицей, лишенной романтики, чистоты, заботы, и тем более готовности самопожертвования. То, что раньше было загадочной тайной, давно перестало быть таковой. Коэффициент формальных знаний нынешнего подрастающего поколения значительно выше предыдущих благодаря доступности информации через электронные сети. Однако эмоциональный коэффициент при этом падает. Обладая огромным объёмом информации, даже при достаточно высоком уровне интеллекта, представители современной молодёжи зачастую неспособны к самопознанию и самосознанию, не говоря уже о взаимопонимании друг друга. Психологический возраст взросления увеличился за последние тридцать лет в среднем на двенадцать лет. Если в эпоху Советского Союза молодые люди создавали семьи в 19-23 года, и эти семьи держались, не распадаясь многими десятилетиями, то сейчас браки, заключенные в аналогичном возрасте, распадаются в 80% случаев в первые два года. Возраст заключения долгоживущих браков на сегодняшний день составляет от 28 до 35 лет. Объяснить это можно тем, что в возрасте 19-23 лет интеллект уже развит для совершения каких-либо поступков, а эмоционально-устойчивого отношения к достаточно серьезным поступкам не хватает. То, что требует серьезного отношения (создание семьи, рождение детей) воспринимается как игра, в худшем случае как виртуальная реальность.

Пьесе «Хрустальное сердце» демонстрирует те самые чистые и наивные чувства, о которых говорилось выше, без каких-либо излишеств. Наивная, но готовая к действию девочка – Принцесса – и сильный, привлекательный мальчик – Принц – испытывают друг к другу взаимную симпатию, влюблённость. При этом они не стесняются в проявлении своих чувств, однако не доводя это проявление до пошлой безвкусицы. Принцесса демонстрирует свою симпатию Принцу через танец, потом посылает ему цветы, приглашает его на свидание. Затем, осмелев, уверившись во взаимности симпатии, она продолжает с ним заигрывать, стреляя в его замок из пушки. Даже этот выстрел для неё игра: послать Принцу снаряд из пушки всё равно, что бросить ему бумажный самолётик с запиской (она ведь не знает и не верит, что у него хрустальное сердце, которое таким «самолётиком» можно повредить и даже уничтожить). В свою очередь Принц тоже начинает проявлять интерес к Принцессе: он разрешает ей станцевать для него, потом откалывает в её адрес шуточки по поводу её падения в танце, потом требует, чтобы Генерал пригласил Принцессу к Принцу для игры в солдатиков, и в конечном счёте он откликается на приглашение Принцессы на свидание. Даже превратить свою военную державу в цветущий сад он стремится для того, чтобы продемонстрировать Принцессе свою симпатию, ответив тем самым на посланный ею букет.

Кроме того, данная история любви разворачивается на фоне противостояния двух государств. Одно государство военным способом захвачено и разграблено другим – проблема далеко не детская. Однако, возникшая взаимная симпатия и влюблённость двух подростков (которые при этом ещё и являются детьми глав враждующих государств; они (подростки) по сути своей должны также враждовать между собой) становится для этих подростков проблемой такого масштаба, что она затмевает собой всю вражду, все государства с их разногласиями, войной и грабежом. Возможно кто-то проведёт параллель с историей Ромео и Джульетты. Возможно и такое. Но стоит отметить, что герои пьесы «Хрустальное сердце» столь наивны, что даже сами понятия «потеря надежды» и «вражда» для них не существуют: для них важнее играть вместе друг с другом, и никто из них в принципе не может умереть.

Необходимы лёгкие комедии, которые радовали бы души людей. Комедия – это самый сложный жанр. Сохранить сказочность в этом спектакле жанра комедии, не свалившись при этом в крайность наивной детской сказочки о добре и зле на уровне младших школьников.

 

Проблематика и идея пьесы

В пьесе «Хрустальное сердце» присутствуют такие проблемы, как:

  • вражда государств, совершенно не угодная их гражданам, но угодная правителям (Королевы.Генерал, Генеральша и упоминаемые косвенно жители);
  • подчинение слабых сильным из страха (Королева-2, Генерал);
  • воспитание детей, приучение их к страху и покорности с одной стороны (Королева-2 и Принцесса) и к безжалостной жестокости и запугиванию слабых с другой (Королева-1 и Принц);
  • сотворение идеала, совершенного человека и, как следствие, совершенного мира (Доктор, Мастер, Учителя);
  • различного отношения на возникающие трудности в жизни – оптимистичного, где трудности воспринимаются как приключения (Танцовщица), и пессимистичного, где трудности – это вынужденные препятствия на жизненном пути и наказание за какие-то оплошности (Учительница математики);
  • непонимание, наивное отношение к взрослым проблемам (Принцесса и Принц);
  • проблема большей мужественности и смелости у женщины, чем у мужчины: Принцесса первая берёт на себя инициативу в проявлении чувств и развитии их отношений с Принцем. Эта проблема довольно-таки актуальна на сегодняшний день, когда женщины всё больше выполняют мужские функции (руководство предприятиями, обеспечение семьи), принимая на себя львиную долю мужества и прочих качеств, присущих мужчинам, в то время, как мужчины теряют свою силу, уступая свои обязанности женщинам всё больше и больше. Эта проблема в полном объёме проецируется и на подростков: в проявлении симпатии девочки значительно чаще берут на себя инициативу, в то время как мальчики выказывают большую стеснительность, нежели девочки. Например, за последние двадцать лет пригласить девочку на медленный танец на новогодней дискотеке в школе для мальчишек стало чем-то абсурдным, почти не реальным. Если же кто-то из них осмелится на такой поступок, на него тут же набросятся выстрелы усмешек, шуток и презрительной завести со стороны его сверстников.

Наиболее интересной проблемой здесь, как уже говорилось, является проблема впервые возникающего серьёзного чувства симпатии и любви, его зарождение и развитие – чувства Принцессы и Принца, – поскольку именно она вбирает в себя почти всё выше перечисленное. В этой проблеме присутствует и подчинение слабых сильным, которое опровергается возникающими чувствами, и сопротивление страху и жестокости, и представление, сотворение в воображении идеального мира, где все дрыг друга любят и нет причин и поводов для вражды.

Идею, как мысль, ради которой ставится спектакль, можно сформулировать так: «Чистое, наивное чувство – это самый совершенный мир, который делает и самого человека совершенным». В пьесе эта идея продемонстрирована на примере подростков. Однако она применима и ко взрослым, зрелым личностям, ибо им также свойственны сильные чувства, неподдающиеся критическому влиянию разума, хотя, возможно, последнее встречается значительно реже, нежели первое.

 

Действенный анализ

Название пьесы имеет медицинский характер – сердце из хрусталя (чистейший природный минерал, пригодный для использования в медицинских целях) как имплантат. Кроме того, автор поставил Доктора на первое место в списке действующих лиц. Исходя из этого формулировки событий, предлагаемых обстоятельств и действий будем производить в жанре медицинской терминологии.

 

Исходное предлагаемое обстоятельство – присущие человеческому существу разрушительные болезни духа (злоба, страх, трусость и т.д.).

Ведущее предлагаемое обстоятельство – совершенная «вакцина», защищающая от самого страшного порока – Хрустальное сердце.

 

Исходное событие – оперативные вмешательства. Медицинский термин, созвучный политическим и межличностным отношениям. Завоеватели посредством военных операций вмешались в жизнь завоёванного государства и их правителей. Доктор и его бригада задумали тайную операцию по разработке доброго сердца. Принцесса влюбилась в Принца – его образ вмешался в её сердце и судьбу. Все эти оперативные вмешательства завершаются на наших глазах.

Основное событие – успешное завершение операции (изобретение Хрустального сердца). Напрямую в этом событии участвуют только Доктор. Мастер и учителя, однако в дальнейшем, став предлагаемым обстоятельством оно уже влияет прямым образом на всех действующих лиц. Не будь хрустальное сердце изобретено сейчас, не известно, что стало бы с Принцем после инфаркта. Вероятнее всего он погиб бы, Принцесса пережила бы трагедию гибели любимого человека, Королева-1 со злости начала бы кровопролитную войну, в которую оказались бы втянуты все, а Доктор был бы казнён одним из первых.

В этом событии начинается борьба по сквозному действию – борьба за внедрение доброты в мир злобы. Слово «внедрение» использовано не случайно – это медицинский термин. Доктор и его бригада стремится как бы исцелить мир, общество, человечество, сердце каждого в отдельности человека от порока злобы.Контрсквозное действие исходит в первую очередь от обеих королев, не желающих признавать позитивные качества и достоинства, делающие человека человеком – доблесть, смелость, доброта, милосердие. Это своего рода негативный иммунитет.

Центральное событие – критическая стадия (инфаркт Принца).Как мир, будучи переполнен агрессии, злобы, вражды по давно забытым причинам оказывается на грани потрясения (например, канун Первой Мировой – империалистической – войны), так и сердце Принца не выдержало очередной капли злобы, достигшей критической массы. Оно оказалось переполнено, и злорадный приказ о казни, даже будучи шуткой, оказался последней каплей. Инфаркт, случившийся у Принца меняет поведение всех действующих лиц: Принцесса, не понимая угрозы жизни Принца, начинает восхищаться его красотой ещё больше, Королева-2 и Генеральша готовятся к новой атаке, Королева-1 и Генерал находят способ привести Доктора в замок, Танцовщица, жалея Принца, предлагает свои услуги в качестве посыльного.Для Доктора представляется случай исцелить, защитить от злобы самого злого в мире ребёнка.

Финальное событие – внезапная реанимация.Наивная игра стала серьёзной, перестала быть игрой. Выстрел. Изобретённое сердце как вакцина от злобы оказалось не совершенным. Под угрозой оказалась жизнь Принца. Потребовался новый имплантат и новая операция. Принцесса впервые осознает серьезность своих действий и их последствий, узнав о действительной возможности гибели Принца, она бежит в дом Доктора, чтобы помочь спасать Принца или хотя бы провести с любимым человеком последние минуты его жизни. Королева-2, видя слабость государства, оставшегося без правителей, решается воспользоваться этим обстоятельством, завоевать королевство Принца, чтобы отыграться. Генерал, приняв выстрел, как вызов, как начало войны без предупреждения, в которой оказался ранен Принц, разворачивает войска и начинает оборону своего королевства. Доктор и учителя самым прямым образом стремятся спасти жизнь Принца, чтобы их изобретение (доброе сердце) не пропало даром, а война не захватила весь мир. Финальное событие завершаетсясотворением крепкого сердца; этим же завершается борьба по сквозному действию. Создание нового, укрепленного и защищённого от внешних механических воздействий доброго сердца стало необходимостью. Предыдущий вариант оказался не пригодным для использования, будучи слишком хрупким. Данная необходимость провоцирует новую активность всех персонажей: Доктор, Мастер и Учительница математики вынуждены в кратчайшие сроки изобрести крепкое сердце; Мастер при этом вынужден вернуться из странствия, вызванный обратно Доктором, а Танцовщица совершает подвиг, пожертвовав своим талантом и способностью танцевать ради спасения Принца и замысла Доктора.

Главное событие –начало мировой реабилитации. Главный очаг инфекции злобы устранён, мир стал богаче на одно доброе сердце; можно также предположить, что в перспективе Доктор, Мастер и учителя продолжат совершать свои «медицинские чудеса» и спасут множество жизней, устранив из них пороки. Добрые, светлые идеи восторжествовали – этот также утверждает сказочность данного произведения (как и положено в сказке, добро победило зло). Исходное предлагаемое обстоятельство в этом событии перестаёт быть глобально устрашающим, так как найден надёжный способ борьбы с разрушительными порокамичеловечества.

Сверхзадача спектакля определяется так – искренняя, добрая любовь, чистая, как хрусталь, исцеляет любые пороки, болезни и спасает жизни. Конечно же, физически Доктор спасает жизнь Принца, изобретая Хрустальные сердца и пересаживая их. Но тем не менее любому врачу известно, что способность больного сопротивляться болезни весьма сильно зависит от его психического настроя, от состояния его духа, готовности бороться за свою жизнь и желания жить. Возникшие чувства Принца и Принцессы, взаимность этих чувств безусловно провоцирует в сознании Принца таковое желание и даёт ему душевные силы для борьбы. Ведь в самом деле, между выстрелом и вторичной трансплантацией сердца проходит не мало времени: пока его переносили в домик Доктора, пока сделали расчёты нового сердца, пока вернулся Мастер, пока сердце было изготовлено – за всё это врем Принц мог запросто умереть. Но всё же силы для борьбы за свою жизнь, за жизнь в том прекрасном и великом чувстве, которое он испытал впервые лишь несколько часов назад, нашлись в его душе и в теле благодаря этому чувству.

 

Характеристика действующих лиц

Автор располагает персонажей в списке действующих лиц группами: 3-я группа – те, кого завоевали, 2-я группа – те, кто завоевал, а 1-я группа – те, кто занимает серединную позицию и стремиться устранить недоразумения этого мира завоеваний слабых сильными. Именно с подачи Доктора, от его идеи создать абсолютно доброе сердце возникают все перипетии в этой истории. Событие битвы между королевствами лежит за рамками пьесы, для нас оно уже – предлагаемое обстоятельство. Не будь Доктора с его навязчивой идеей о добром сердце, оба королевства так и продолжали бы существовать в отношениях завоевателя и завоёванного. Между Принцем и Принцессой, даже если бы и поженились при каких-либо обстоятельствах, отношения складывались бы соответственно всё тому же социальному статусу – она вынуждена была бы подчиняться ему как более сильному и физически, и духовно (Принца ведь с детства приучают к жестокости, дисциплине и власти), и политически. Возникшая в таких условия любовь, если со стороны Принца она вообще была бы возможна, вряд ли была бы романтической, а вероятнее всего носила бы потребительский характер.

Однако согласно авторскому сюжету женитьба Принца и Принцессы вовсе оказалась невозможной, потому что у Принца случается инфаркт, в результате которого он должен умереть в течение нескольких дней, а может и часов. Не будь в сюжете Доктора, так бы и случилось. Таким образом, Доктор и бригада его прямых и косвенных помощников является источником развязки, не только спасая жизнь Принца, но и, как эффект, давая возможность пробуждения взаимных чувств Принца к Принцессе.

Главными же персонажами являются Принц и Принцесса. Лица же, ближе всего расположенные к ним и социально, и физически (по месту обитания), как это часто бывает и в жизни, являются источниками конфликта: Королева-1, мать Принца, приучила его к жестокости и потребительству, а Королева-2, мать Принцессы, приучает её к трепету, страху и совершенно прямо запрещает Принцессе любые взаимодействия с Принцем, тем более связанные с чувствами влюблённости.

 

Принцесса – самая обыкновенная девочка-подросток, искренне влюблённая в Принца. Возможно ей свойственна некоторая доля застенчивости, как и всем девочкам в ей возрасте, но однако эта застенчивость перекрывается открытой напористостью и темпераментом, которая, в свою очередь, помогает ей добиваться внимания Принца даже тогда, когда он ещё не способен испытывать нежные чувства (ещё до пересадки сердца). Например, в первой сцене первого акта, когда беззаботная лёгкая наглость толкает Принцессу станцевать для Принца несмотря на запреты её матери. В процессе развития сюжета выявляется, что чувства Принцессы не такие уж и наивные, как могло показаться на первый взгляд: простая детская влюблённость оказалась сильной первой любовью, готовой на самопожертвование для спасения любимого человека. Зерно этой роди можно сформулировать как «напористая влюблённая».

 

Принц – мальчик-подросток, признающий только авторитет тех, кто сильнее его во всех отношениях. Из присутствующих в пьесе действующих лиц таковым авторитетом является только Королева-1, его мать. Однако, те, кто слабее его, для него также представляют интерес – в качестве игрушек, объектов для забавы и развлечения. Например, учителя, которых он забавы ради грозится казнить, упражняет на них своё «остроумие» и т.п. Тем не менее он до сих пор никого по-настоящему не наказал и тем более не казнил. Когда он наконец отдаёт первый приказ о казни (Учительницы математики), для него это событие является естественным продолжением начатой перед этим игры в живых «солдатиков» с учителями и Генералом. Принц отдаёт приказ повесить её не сию же минуту, а во время ужина, то есть откладывает время казни на некоторое время. Возможно, он за это время сделает вид, что передумал, простил или каким-то иным способом переведёт свой приказ в шутку, тем самым продолжит всё ту же игру. Принцесса для него так же поначалу представляет интерес лишь как ровесник, с которым можно играть в игры, а также упражнять на ней своё «остроумие». При этом никто не может Принцу воспрепятствовать в его «жестоких играх» и злорадстве, так как он. Как ни крути, имеет власть над всеми, кроме своей матери. Зерно этой роли – «злорадствующий школьник» («школьник» в значении нерадивый ученик, презрительно и нагло обращающийся ко всему, что связано с учением и школой).

 

Королева-1 – сильная, волевая женщина, умеющая организовать и подчинить себе людей и целые государства. Её приказы безапелляционны, её мнение всегда исключительно правильное. Однако есть одна слабость – это её сын Принц, наследник всех завоёванных владений. Когда его жизни угрожает реальная опасность, о которой Королева узнаёт от Доктора, она начинает скулить и плакать как ребёнок. Даже её угроза Доктору в этот момент звучат не убедительно. После операции по пересадке сердца Принцу Королева-1 снова восстанавливается в своей силе духа и как ни в чём не бывало отправляется в очередной военный поход, опять-таки для улучшения благосостояния своего сына. В рамках пьесы из этого похода Королева уже не возвращается, но можно предположить, что после её возвращения вся её злобная властность окажется не у дел, так как Принц, будучи основным смыслом её жизни, уже превратит свою страну в мирную державу, а завоёванным даст свободу. Таким образом, свою роль в этой истории Королева-1 уже сыграла исчерпывающе уже к завершению центрального события.

 

Королева-2 – трусливая, безвольная, подхалимка, обладающая также некоторой долей истеричности. Она заботится о своей дочери Принцессе не для того, чтобы улучшить её благосостояние в перспективе, а чтобы не потерять оставшееся. Внушенная самой себе патологическая невезучесть не только мешает ей нормально существовать, управлять страной и обеспечивать её защиту, но и оправдывает по мнению Королевы-2 все её неудачи. Участие в сюжете этого персонажа завершается в финальном событии. Главное событие происходит без Королевы-2, так как она стремилась всего лишь отыграться за нанесённую ей Завоевателями обиду, а великие, светлые цели в её планы не входят.

 

Генерал – здравомыслящий, умеющий подчиняться и добросовестно исполнять свой долг. Душой своею он не поддерживает завоевательных идей Королевы-1, однако подчиняется ей лишь потому, чтобы не быть наказанным или казнённым. В чете Завоевателей он скорее выполняет функцию надсмотрщика за Принцем, его воспитателя, нежели военного главнокомандующего. Для военных дел, как говорит Кородева-1, он слишком глуп. Недаром она оставляет его с Принцем, уходя в последний поход. Королева оставляет Генерала своим наместником – для этого нужно всего лишь уметь нагонять страх, и он вполне с этим справится.

 

Генеральша – также здравомыслящая личность, понимающая, что врага можно победить и не силой: самое главное – это держать его ближе к себе. Исходя из этого, Генеральша создаёт стратегические запасы провизии, золота, налаживает деловые отношения с Генералом, поставляющем ей за деньги ценные сведения из замка Завоевателей. Она не боится высказывать своё мнение о врагах и, если потребуется, выскажет его и о друзьях, совершенно не желая им навредить, а, как раз наоборот, указывая на их ошибки, чтобы исправить последние. Обладает хорошим стратегическим мышлением и умением политически выстраивать отношения и диалоги так, чтобы получить нужную ей выгоду.

 

Доктор –во всех отношениях учёный человек. Его познания не ограничиваются лишь медициной. Он также является практиком философии; возможно он и не способен цитировать здесь и сейчас Гегеля и Канта, однако его мировоззрение достаточно широко и способно разглядеть и оценить первопричины тех или иных явлений. Доктор способен зрить в корень и, если даже не сформулировать словами суть проблемы, то во всяком случае почувствовать её и нащупать методом проб и ошибок способ её решения. Он весьма уравновешен и сдержан в своём темпераменте, терпелив в процессе долгих поисков посредством множества ошибок. Как и положено врачу, он хладнокровен в критических ситуациях, дабы не навредить и принять единственно верное решение.

 

Мастер –так же, ка и Доктор обладает способностью выполнять кропотливую работу, искать верные решения через пробы и ошибки. Однако его мировоззрение значительно уже, возможно в силу недостатка образования. Спустя некоторое количество неудачных попыток Мастер теряет веру в себя, руки опускаются, и работа становится для него почти невыносимой. Остаться в деле и не бросить всё на самотёк ему помогает лишь вера в него Доктора, который постоянно подбадривает Мастера при каждой новой неудаче. На кануне удачного эксперимент с Хрустальным сердцем Мастер выходит из себя и готов сорвать гнев неудачи на любом, кто даст для этого повод. При появлении Танцовщицы, например, он безо всякого приветствия вступает с нею в диалог в довольно-таки грубой форме.

 

Учительница математики –человек без улыбки. Мало того, вообще без проявления каких-либо эмоций на лице. Говорит всегда размеренно, взвешенно и осмысленно. Если она утверждает, что не верит в успех задуманной Доктором операции по разработке доброго сердца для Принца, значит так и есть. Каждое слово этой личности имеет только буквальное, прямое значение. Она многое вытерпела за свою педагогическую судьбу, множество раз ей угрожала смерть. И хотя каждый раз она чудесным образом спасалась, почти все причины и поводы для радости для неё мало значительны. Даже удачный эксперимент с Хрустальным сердцем вызывает скорее удивление Учительницы, нежели подлинную радость. Если чувство радости и возникает, то оно глубоко в её душе, наружу ему показаться довольно-таки трудно. Мешает груз пережитых стрессов. Одета строго, даже чопорно, как и подобает училке, принципиально относящейся ко всему, что касается вопросов воспитания подрастающего поколения.

 

Танцовщица – полная противоположность Учительницы математики. Какие бы неудачи в жизни не происходили, какими бы стрессами они не отражались на психике, её отношение к ним остаётся ироничным. Стрессы и неприятности лишь закаляют характер, готовя тебя для новых ступеней личностного роста. К тому же неприятности – это ещё и приключения. Именно поэтому, утратив способность танцевать, она не расстраивается: её жизнь и разум остались при ней, значит она может продолжать свой «танец добра», просто уже другим способом – не ногами, а разумом и интеллектом, помогая доктору в его разработках и изобретениях. Бесшабашной Танцовщицу назвать нельзя. Она, имея вся свою профессиональную жизнь дела с представителями королевских семей, обязана сохранять рассудочность, чтобы в ситуации опасности мгновенно либо развернуть её в свою пользу, либо отвести от себя в сторону. Выглядит, в отличии от своей коллеги, довольно свободно, стильно, как на молодёжной дискотеке.

 

Жанр и способ существования

Жанр спектакля определяется как «Комедия-сказка для всей семьи». Особое внимание хочу обратить на словосочетание «комедия-сказка», именно в такой форме, а не «сказочная комедия». Разница в этих формах заключается в том, что «сказочная комедия» подразумевает довольно-таки весомую долю сказочности в форме спектакля и манере игры. Бесспорно, данное произведение сказка. Однако никаких волшебных чудес здесь не происходит, за исключением одного – успешности в создании доброго сердца. Также присутствуют более мелкие элементы сказочности: шарик, подаренный Мастером Доктору, легенда о стране счастливых дел, изобретения Мастера (лампа и кастрюля), само существование злобы в виде физического вещества, символическое использование животных (змей, крокодилов, лис, гиен) как источников жестокости, силы, хитрости, коварности и т.п., волшебный танец, заставляющий танцевать всех, кто слышит его музыку, – всё это превращает данную историю в сказку.

Однако первенство же занимает комедийная составляющая: до смешного абсурдное проявление себя Королевы-2 в присутствии завоевателей, более мудрое поведение Генеральши, в запасах у которой, несмотря на грабёж, имеется достаточно золота и денег, чтобы покупать ценные сведения у Генерала (вероятнее всего, об этих запасах не известно даже Королеве-2), трепет Генерала перед Королевой-1 (по сути мужчины перед женщиной), юмористическое отношение к любым проблемам Танцовщицы и полностью диаметрально противоположное Учительницы математики. Даже сама наивность в проявлении симпатии Принца и Принцессы, сами способы её проявления (танец с падением, выстрел из пушки) – невольно вызывают улыбку. Например, сцена ночного свидания Принца и Принцессы при всей своей лёгкости, наивной простоте и застенчивости должна выглядеть по доброму смешной: они встречаются ночью, тайком, чтобы никто не увидел; в поисках укромного места Принц и Принцесса случайно попадают в лужу с грязью, обрызгавшись ею. Однако это им кажется забавным приключением, и при первых репликах они продолжают его, кидаясь грязью друг в друга, как снежками. Первая сцена Генерала и Генеральши также строится на комических приёмах: Генерал и Генеральша усаживаются на скамейках, расположенных спинками друг к другу (спинки как бы образуют перегородку в перегородку в переговорной будке). Генеральша ставит на скамейку рюкзак с золотом. Они переговариваются, не глядя друг на друга, так как при этом необходимо постоянно озираться по сторонам, не шпионит ли за ними кто-нибудь, но при этом рука Генерала всё время самопроизвольно то тянется, то набрасывается на рюкзак Генеральши. Она же в свою очередь то отодвигает его, то играя подбрасывает ногой за лямку, тем самым манипулируя Генералом, выуживая из него нужные ей сведения. В конце концов, обменявшись, как было условлено рюкзаками, Генеральша обнаруживает в полученном рюкзаке обещанные снаряда, а Генерал – связку из трёх карамельных петушков на палочках.

Для обострения комического эффекта в составе действующих лиц сделаны некоторые изменения. В оригинальном тексте автора главами обоих государств являются короли – мужчины. В нашей же версии эти персонажи представлены женщинами – королевами. Конфликт двух женщин, да ещё и незамужних (как и в данном случае) выглядит достаточно комично. Невольно вспоминается цитата из номера «Драка на базаре» из музыкальной комедии «Ханума» на музыку Г. Канчелли: «Подойдите, разнимите! Что стоите?! Вай, вай, вай! – Если женщины дерутся, лучше в драку не вступай».

 

 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.


Междунарожный образовательный портал

 

Свидетельство о регистрации СМИ