Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

СТУПЕНИ УСПЕХА

Международный образовательный портал

+7 (909) 007-03-88

 

г. Москва ул. Ватутина, 18 корп 3

119019, Россия

stupeni-uspeha@rambler.ru

0+

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

 

 

«Использование интерактивных методов обучения на уроках технологии для сохранения физического здоровья обучающихся с ЗПР»

 

 

 

 

Подготовила:

Лариса Николаевна Захарова,

учитель технологии

МОУ «Яснозоренская СОШ»

 

2021

 

 

Слайд 2 Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.

Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье. У большинства детей отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование интерактивных методов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Слайд 3 Слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio », что подразумевает « inter» – «взаимный, между» и «actio » – действие.

Слайд 4 Интерактивные методы обучения - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Интерактивные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. При использовании интерактивных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.

Слайд 5Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. Применение этих методов позволяет сделать урок современным, отвечающим потребностям обучающихся, родителей, общества, времени. Интерактивные методы обучения позволяют за счёт новых форм представления информации, её восприятия, обсуждения, осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность и качество обучения, сократить сроки коррекционной работы с учащимися. Применение этих методов на уроках технологии позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их творческие способности.Появление в работе методов интерактивного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре) — до 90%.

Слайд 6 Ведущие признаки интерактивного взаимодействия:

- Многоголосье – возможность участника процесса иметь и выражать свою точку зрения.

- Диалог.

- Мыследеятельность – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

- Смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов по изучаемой проблеме.

- Свобода выбора.

- Создание ситуации успеха.

- Рефлексия.

  • методы - это способы взаимодействия между преподавателем и участниками учебного процесса, между разнообразными управляющими средствами (компьютером) и потребителем информации или между обучаемыми. Главная цель применения таких методов–повысить активность участников образовательного процесса. Ученик - педагог, ученик - ученик. методы позволяют обучающимся научиться взаимодействовать между собой, что наиболее соотвествуетличностноориентированному подходу. Педагог при использовании таких методов чаще всего выступает в роли организатора процесса обучения. методы основаны на взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, таким образом формулируются новые знания, умения и навыки. Цельприменения интерактивных методов состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Процесс интерактивного обучения включает в себя переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, изучение определённой ситуации); осмысление полученного опыта; рефлексия; применения знаний на практике.Интерактивное обучение содействует развитию навыков общения, помогает осознать значения группового опыта; учит контролировать своё участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию; стимулирует активность.

Слайд 7 Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:

- формировать интерес к изучаемому предмету;

- развивать самостоятельность обучающихся;

- обогащать социальный опыт учащихся - путем переживания жизненных ситуаций;

- комфортно чувствовать себя на занятиях;

- проявлять свою индивидуальность в учебной деятельности.

Слайд 8 со слайда

Слайд 9Характеристика интерактивных методов на уроках технологииПредставлена на слайде.

Слайд 10- работа в группе (малых группах) Выполнение задания, проекта, презентации, решение задач.

Слайд 11Дает ученикам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. При таком виде работы полезны оценочные листы. Также возможность предоставить в группах результат выполнения задания, проекта, обсуждение видеоролика.

Слайд 12- Дискуссия. Метод направлен на развитие критического мышления и коммуникативных способностей.Предполагает целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход общему обоснованию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды учеников на один и тот же предмет обсуждения. Способ проведения и применения средств должны признаваться всеми участниками.

- Мозговой штурм.Направлен на развитие креативных способностей к поиску и порождению новых идей, а так же их анализу и синтезу.Предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается на количество идей,чем на качество. После генерации идей участники могут быть сгруппированы, оценены для дальнейшего изучения проблемы.

- Анализ конкретных ситуаций. Описание реальных экономических, социальных, бытовых и других проблемных ситуаций.Предназначен для совершенствования навыков и получения опыта. Получение опыта в выявлении, отборе, решении проблем, работа с информацией, обсуждение деталей описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; принятие и оценка решений; слушание и понимание других участников процесса.

- Проблемные методы. Направлены на демонстрацию обучающимсяспособов организации мышления. Предполагает демонстрацию учителем четырёх этапов проблемно-поисковой деятельности:

а) проблемная ситуация и её анализ,

б) постановка проблемы и её решение,

в) рефлексия

г) оптимальности найденного решения, а также способов мышления.

Слайд 13Проблемно-задачный подход помогает детям учиться мыслить, развивает гибкость мышления, расширяет кругозор. Эта форма интерактивного обучения готовит ребят к трудностям, с которыми им придётся сталкиваться в жизни, учит детей искать выход из ситуации, учит высказывать собственное мнение. Всё, что мы примеряем на себя, запоминается лучше. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Умственный поиск - сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то даже их самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Учащиеся сталкиваются с фактом их недостаточности каких-либо умений. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. На уроках технологии такие проблемные ситуации создаются на уроках, где формируются новые навыки по уже изученной деятельности, но при этом учитель не полностью объясняет учебный материал, учащиеся решают поставленную задачу сами под руководством учителя.

Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. При изготовлении швейных изделий учащихся ставят перед проблемой невозможности выполнения какой-либо операции на швейной машинке. Предлагается найти выход из ситуации.

Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Такие проблемные ситуации можно создавать при изучении различных тем. Тема «Консервирование пищи». Дети уже умеют готовить салаты из овощей. Ставится проблема: хранение приготовленной пищи. При обучении вязанию носков. Дети владеют техникой вязания на двух спицах. Ставится проблема: связать носок. Вывод: необходимо освоить технику вязания на пяти спицах.

  • 14-15- Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учеников под руководством учителя. Применим для значимой проблемы, для которой необходим исследовательский поиск. Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата-продукта. Продуктом может быть видеофильм, плакат, статья, презентация, изделие, и др. Роль ученика сводиться к наблюдению, консультированию, анализу результатов своей деятельности. Здесь без презентации обойтись невозможно. Учащиеся с удовольствием собирают материал для презентаций, составляют красочные проекты: «Вышивка крестом», «Сделаем родную школу цветущей».
  • 16-17Деловая игра в данном методе моделирует предметные и социальные аспекты, содержания профессиональной деятельности Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков.

Ролевая игра разыгрывание ролей обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности, а так же нацелена на предметно-технологическую компетентность будущего специалиста.

Слайд 18 - Поисковые методы направлены на формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением.В эти методы входят: исследовательский, частично-поисковый, креативные методы и др. Они удовлетворяют требования компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности, самостоятельности, возможность понять ход научного исследования.

Использование интерактивных методов на уроках позволяет сделать их яркими и интересными для детей, повышают мотивацию к изучению предмета, помогают поверить в свои силы. Это очень важно в жизни ученика. Может быть, уроки технологии помогут выбрать кому-то будущую профессию, заниматься любимым делом.

Все интерактивные формы методического обучения способствуют всестороннему развитию учащихся на уроках технологии. Они помогают учителю активизировать внимание учащихся, привлечь их к изучению предмета.

Использование различных видов игр в учебном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач. Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, они проявляют сообразительность и находчивость. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Игры, игровые элементы целесообразно применять на всех уроках технологии, только не стоит превращать процесс обучения в игру.

На уроках технологии нами используются обучающие организационно - деятельностные игры. При закреплении пройденного материала возможно проведение игрового урока «Крестики-нолики». На таком уроке учащиеся делятся на две команды, предлагаются задания соревновательного игрового характера. В ходе такого урока идёт развитие логического мышления, расширения кругозора учащихся.

На уроках технологии незаменимы ролевые и деловые игры. Детям даётся возможность почувствовать себя в роли представителей различных профессий. Это очень важно, потому что профориентация - одна из главных задач уроков технологии. Дизайнеры и модельеры, кулинары и менеджеры, агрономы и цветоводы. Игра по кулинарии для 5-6 класса «Юный поварёнок», где она предлагает по командам задания, например, «Кто быстрее почистит картошку?».

При использовании групповой работы на уроках применяется игровое проектирование. Одна задача решается разными группами по-своему:

· создание маскарадного костюма;

· приготовление пищи;

· создание украшения для интерьера дома и т.д.

При игровом проектировании должен присутствовать соревновательный элемент.

На уроках технологии можно использовать следующие формы интерактивного обучения:

· «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Удачно использование данной формы при изучении правил этикета.

· «Дерево решений» - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Возможно использование на уроках в блоке «Экономика. Бюджет семьи».

Различные виды игр охватывают как практическую, так и теоретическую стороны изучаемого предмета.

Слайд 19Личностно - ориентированный подход должен присутствовать на каждом уроке. Это даёт возможность каждому ученику учиться в силу своих способностей и не чувствовать, что у него что-то не получается. При работе в группах задания распределяются с учётом способностей детей. Если ребёнок не уверен в своих силах, то он теряет интерес к работе. В группе, выполняя даже не слишком значительную часть работы, ребёнок чувствует себя участником группы и учится тому, что даётся ему нелегко. Личностно-ориентированный подход можно применять через здоровье - сберегающие технологии.

  • Звеньевая форма организации работы.

Уроки раздела «Кулинария» - это уроки практического обучения, им наиболее подходит звеньевая форма организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 чел.) Состав группы постоянен. Учащиеся создают звенья (группы) сами, руководствуясь личными взглядами(дружба, общие интересы и т.д.) Учитель следит за тем, чтобы группа составляла «миниатюру класса», т.е. чтобы в ее состав входили как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления. Работой группы руководит бригадир, которого ученики выбирают самостоятельно. Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у школьников правильное представление о современной организации труда.

При выполнении работы бригадным методом ученики стараются выполнить не только свою работу, но и оказать помощь в работе напарнику. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие, хотя и усваивают теоретический материал, испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству при выполнении практической работы. При проведении уроков раздела «Кулинария» учитываются индивидуальные психофизические особенности каждого учащегося, т.е.

  • Способность работать ручными инструментами и приспособлениями;
  • Умение выполнять работу по технологической карте;
  • Соблюдать правила Техники безопасности при работе;
  • Сервировать стол для приема пищи.

При выполнении практической работы задания можно давать индивидуально, различные по трудности, этим достигается то, что слабые успешно справляются с заданием, а самое главное у них появляется вера в свои силы т. е. коррекция учеником своей Я-концепции. Чем раньше начинается дифференцированное обучение, тем успешнее дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают программным материалом.

Технологические карты по кулинарии для детей имеют наглядный внешний вид с элементарным объяснением предстоящей работы.

Использование ИКТ на уроках повышает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию, облегчает учителю задачу представления материала. Такие уроки отличаются яркостью, насыщенностью информацией.

Очень важно учителю владеть правилами создания успеха на уроке.

Чтобы работа ученика была успешна, чтобы он умел бороться с затруднениями и в дальнейшем приобретать все больше и больше положительных черт в работе, то для этого надо представить себе то, что содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную роль в деле успешности играют то настроение, то общее бодрое состояние духа у учеников, то деловитое и спокойное, если так можно выразиться, оживленность, которые составляют педагогическую основу всякой успешной работы школы. Все то, что создает скучную атмосферу - унылость, безнадежность, - все это является отрицательными факторами успешной работы учеников.

Слайд 21 Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по - настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.

Слайд 22 Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. У каждого ребёнка можно раскрыть творческие способности. Задача учителя постараться выявить их.

Использование интерактивных методов на уроках позволяет сделать их яркими и интересными для детей, повышают мотивацию к изучению предмета, помогают поверить в свои силы. Это очень важно в жизни ученика. Может быть, уроки технологии помогут выбрать кому-то будущую профессию, заниматься любимым делом.

Требования к уроку с позиций здоровье сбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая работа и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Но частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий. Поэтому следует сбалансировать различные виды деятельности на уроке.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

6. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек;

8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

9. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

10. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

11. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать его познавательную и интеллектуальную активность. Место учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, а урок основан на субъект-субъектных отношениях, ученик является равноправным участником общения. Интерактивные методы позволяют развивать коммуникативныеумения и навыки, устанавливатьэмоциональные контакты, глубже познать самого себя,выявлятьсвои слабые и сильные стороны. Использование интерактивных методов помогает выполнить главный заказ общества: подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

 

Список литературы

  1. Мирский С.Л. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», М., Просвещение, 1980
  2. «Школа и производство», № 1, 1986, Н.И.Сакс «Методика работы с инструкционными картами»
  3. Мирский С.Л. «Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду» ж. Дефектология № 1, 1999
  4. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. М, «Педагогика», 1969.
  5. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. Гальперина П.Я. и Талызиной Н.Ф.. М., 1968.
  6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

 

 

© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.


Междунарожный образовательный портал

 

Свидетельство о регистрации СМИ