Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

СТУПЕНИ УСПЕХА

Международный образовательный портал

+7 (909) 007-03-88

 

г. Москва ул. Ватутина, 18 корп 3

119019, Россия

stupeni-uspeha@rambler.ru

0+

Емельянова Ф.Ф.

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №114

комбинированного вида»

Советского района г. Казани

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ТАТАРСКОГО НАРОДА.

Сохранение и развитие национального наследия, самобытности является важной задачей, требующей бережного отношения к культурным и историческим памятникам, к традиционному народному творчеству. Изучение уникальной и самобытной культуры наших предков имеет большое значение в вопросах патриотического, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Особенно ярко он проявляется в народных промыслах. Наблюдая за детьми, за их играми, разговаривая с ними, мы заметили, что дети мало знают обычаи своего народа и их ремесла. Это неудивительно, ведь современные дети редко сталкиваются с народными промыслами и ремеслами в своем окружении.

Народные промыслы и ремесла Татарстана-это часть народной культуры, до наших дней сохранилось множество ремесел и промыслов, а изделия мастеров и сегодня украшают интерьеры жилья и пользуются спросом в современном мире. В них накоплен многовековой опыт нашего народа, которые делают нашу культуру богатой и неповторимой.

Декоративно-прикладное искусство нашего края уходит своими корнями в эпоху Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.

С середины XIX века некоторые из традиционных промыслов татар перешли на производство мануфактурного типа, так называемые «кустарные промыслы». К ним относились не только такие хозяйственные промыслы, как обработка древесины, растительных волокон и др., но и изготовление предметов первой необходимости в быту и трудовой деятельности, выполнявшиеся не только по критерию полезности, но и по критерию красоты.

Наши предки были путешественниками и хорошими торговцами. Ведь рядом протекали реки Волга и Кама, проходили многие караванные пути. Со временем наш край стал настоящим центром международной торговли.

Секреты мастеров передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику. Это резьба по дереву, кожаная мозаика, ткачество, вышивка, керамика, войлочное валяние, и многое другое. Развитие этой преемственности-основа народной культуры. К сожалению, многие виды ремесел были навсегда утеряны: перестали ткать ковры и полотна со сложными узорами, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные ремесла. Однако остались мастера, которые продолжают вышивать золотом на головных уборах, вялять изделия из войлока, плести кружева, резать по дереву, по вышивке и ткачеству, ювелирному делу, в том числе, - чернением по серебру, изготовлению кожаной мозаичной обуви. Таким образом, интерес к этой теме мы объясняем тем, что народные промыслы и ремесла–это история нашей страны, города и семьи. Не стоит забывать и о трудах народных мастеров - наших предков.

Чему мы можем научиться у той или иной нации, как поделиться с ней своим опытом?В настоящее время этот вопрос очень важен при решении проблемы национального воспитания в детском саду. Мы ставим перед собой цель познакомить детей с народами нашей страны, в том числе с ремеслами и промыслами татарского народа, воспитать у детей искренний интерес к ним, дружеское и уважительное отношение к людям другой национальности. Детство является благоприятным периодом для начала планомерной работы по приобщению к культуре родного края.

Необходимо с раннего возраста воспитывать интерес к народно-прикладному искусству (вышивка, роспись, вязание), помогать осваивать художественные техники народных мастеров, использовать в изобразительной деятельности различные материалы и средства.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле.

Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, дети испытывают чувство восторга, наслаждаются яркими позитивными цветами, богатством и разнообразием мотивов, с уважением относятся к народному мастеру, создавшему их, у них зарождается стремление самим научиться создавать прекрасное творение.

Вовлекать детей в народное искусство можно через все виды деятельности. Оно обладает большими воспитательными возможностями и несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе по трем направлениям:

- для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

- специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

- развитие детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства мы начали с младшей группы. При знакомстве с татарским искусством сначала рассматривали предметы быта и одежды, обращая внимание детей на композиционные решение узора (керамический горшок, пиала, фартук, калфак, тюбетейка и др.). Затем отбирали наиболее простые орнаменты, с учетом возможностей детей. В течении года дети учились украшать различные силуэты - платки, полотенца, салфетки, фартук и др.

В средней группе мы продолжили знакомиться с татарским народным искусством, обучали детей рисовать элементы росписи, совершенствовали технику исполнения элементов. Учили ориентироваться в различных видах росписи, закрепляли знания детей о народных узорах, их элементах и об истории некоторых видов народного промысла. Познакомили с понятиями «художественная керамика», «художник», «художник-керамик», «гончарное ремесло». Рассказывали детям в доступной форме об особенностях гончарства («зооморская» керамика - сосуды с изображениями различных птиц и животных, детские игрушки в виде свистулек; пестречинский керамический промысел). Знакомились с традиционным татарским костюмом. Помогали детям находить элементы прошлого в современной одежде.

В старшей и подготовительной группе мы использовали такую форму работы, как виртуальная экскурсия по городам нашей республики, где по сей день продолжают развиваться народные ремесла и промыслы.. Виртуальная экскурсия-это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением в действительности существующих объектов и позволяющая получить визуальную информацию о местах, доступных для работы с детьми дошкольного возраста.

Так, была организована экскурсия в Музей национальной культуры НКЦ «Казань», где сохранились предметы домашней утвари: серебряные подносы, блюда, медночеканные кувшины, кумганы, бронзовые замки в виде фигур домашних животных; декоративные композиции, украшающие интерьеры и экстерьеры общественных зданий.

Также виртуально посетили Арский историко-этнографический музей «Казан арты». Дети познакомились с работами мастеров-кожевников, которые изготавливали обувь, известную и знаменитую во всем мире. Их называли ичиги, чувяки. Обувь вышивали нитями, украшали. Ребята познакомились с техникой кожевенной мозаики-вырезание из разноцветных кусочков кожи узоров, и сшивание их между собой.

Воспитатели сами отбирали нужный материал, меняли содержаниесогласно поставленным целям, интересам и возрасту детей.

Использование народного декоративного искусства в работе с детьми положительно влияет на развитие детского изобразительного искусства, способствует воспитанию чувства прекрасного, вызывает у них первые образные представления о Родине, способствует формированию патриотических чувств. У детей дошкольного возраста наблюдается повышенный интерес к произведениям народного искусства, это обусловлено, с одной стороны, доступностью данных произведений детскому восприятию, с другой-схожестью с творчеством самих детей. Яркость, красочность, простота - вот что привлекает детей в произведениях народного декоративно - прикладного искусства и роднит их с детским творчеством.Постепенное знакомство детей с миром национальной культуры (народного костюма, изделиями народного промысла, сказок, фольклора), через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их и определяя особенности, помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми независимо от национальной принадлежности, развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного.

Народное творчество-это безграничный источник эстетического, нравственного, национального воспитания детей дошкольного возраста. Оно несет в себе веру в торжество прекрасного, в победу справедливости и добра.

Народные промыслы продолжают свой исторический путь и в наши дни. Многие изделия стали визитной карточкой своего народа.

Сегодня творческие изделия, выполненные народными умельцами из различных материалов, являются неотъемлемой частью повседневной жизни человека.

Список литературы.

  1. Валеева-Сулейманова Г. Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. М., 2018 (2-е издание). С.456.
  2. Харисова Л.А. (сост.) Культура народов Татарстана. Казань: Магариф, 2005. - 367 с.
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.


Междунарожный образовательный портал

 

Свидетельство о регистрации СМИ